Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Отказаться от хронологии, оторвать от корней и воспитать безродного глобалиста?!

В интервью «ГА» директор Института истории НАН РА, академик Ашот МЕЛКОНЯН говорит о предполагаемых изменениях школьных программ.

— Г-н Мелконян, как вы прокомментируете предполагаемые изменения в учебных программах школ Армении?

— В прошлую пятницу вместе с заведующим кафедрой истории Армении ЕГУ, профессором Артаком Мовсесяном мы провели пресс-конференцию, на которой высказали свое мнение по поводу новых учебных программ. Дело в том, что какая-то группа из трех или четырех человек — специалистов по всеобщей истории взялась разрабатывать новую учебную программу по истории Армении для общеобразовательных школ. К сожалению, к этой работе не были привлечены ни специалисты кафедры истории Армении ЕГУ, ни специалисты с кафедры истории Армении из Государственного педагогического университета, ни сотрудники Института истории НАН РА. Потом оказалось, что эта группа уже завершила свою работу и представила новый образовательный проект. Начиная с 1993 года уже второй раз происходят коренные изменения учебных программ по истории. В те годы академик НАН РА Владимир Бархударян и член-корреспондент НАН РА Бабкен Арутюнян создали очень интересный учебник по истории Армении. Потом 2009 году уже новое поколение ученых подготовило новые учебники для средней и высшей школы, в числе авторов были я и Артак Мовсесян. В 2014-15 годах эти учебники были переизданы с некоторыми изменениями, поскольку, по мнению Министерства образования, они были слишком сложными по содержанию, и сейчас в обороте эти варианты тех учебников.

— Почему подготовленные недавно учебные программы вызвали волну недовольства?

— Как утверждает Артак Мовсесян, при подготовке новых учебных программ была использована модель, принятая в США и Сингапуре. В результате при представлении учебного материала была полностью нарушена хронология событий, которые рассматриваются вне исторической последовательности, создающей целостное представление о прошлом нашего народа. Говорится об освободительном движении V века, потом о событиях 1918 года, связанных с восстановлением армянской государственности. В соответствии с новой учебной программой история Армении начинается не с III тысячелетия до н.э., а с IХ века до н. э., то есть с Урарту. Два тысячелетия нашей истории были выброшены из учебной программы. Возникает вопрос: почему? Какие цели преследуются? В то же время, как свидетельствуют результаты многолетних междисциплинарных исследований, начиная с III тысячелетия до н.э. на территории Армянского нагорья существовала такая культура, которая могла возникнуть только в условиях государственности, и этот факт признается не только отечественными, но и зарубежными учеными. Кстати, такого же мнения придерживался и Микаел Чамчян, высказавший свои предположения еще в конце ХVIII века.

Из предлагаемой учебной программы полностью изъяты сведения об армянском добровольческом движении в годы Первой мировой войны, в то время как армянские добровольческие отряды воевали в составе российских войск и освобождали западно-армянские территории. Но, как я уже сказал, об этом новая история умалчивает, потом сразу говорится о Геноциде, а затем рассматривается 1918 год – восстановление армянской государственности. Затем бросок в V век, после чего начинается изучение советского времени. На этом и завершается изучение истории Армении по новой программе. Мовсес Хоренаци сказал: «Нет истории без хронологии». Но это утверждение великого армянского историка некоторые наши современники решили проигнорировать.

— Эта сомнительная модель преподавания истории используется какими –то постсоветскими странами?

— То же самое происходит и в Грузии, где тоже отказались от хронологии, последовательного изложения событий прошлого и стали представлять историю грузинского народа фрагментарно и отрывочно. Не знаю, почему это устраивает наших грузинских коллег, возможно, есть какие-то другие, далекие от науки стимулы и мотивы.

— Что ж, пусть грузины сами решают, как и чему учить новое поколение своих граждан. Но для нас формирование адекватного представления о прошлом армянского народа чрезвычайно актуально. И дело не только в том, что образованный человек должен иметь адекватное и целостное представление о прошлом своего народа, понимать причинно-следственные связи происходивших событий, правильно оценивать то, что происходит сегодня и грядущие вызовы. Молодому поколению предстоит защищать свою Родину, что невозможно без патриотического воспитания, непосредственно связанного со знанием истории.

— Разумеется, без знания истории нашего народа мы не сможем сохранить армянскую идентичность, воспитать патриотов. Однако, по утверждениям авторов новой учебной программы, само понятие «патриотизм» является пережитком советского времени, а национальная идентичность близка к фашизму. Поэтому в предлагаемом новом учебном материале слово «патриотизм» вообще отсутствует, а слово «глобализм» встречается более 30 раз. Однако, нельзя забывать о том, что мы не США, не Сингапур, мы живем в очень сложном регионе, в состоянии перманентной войны и очень серьезных реальных угроз. Кто будет защищать нашу Родину? Чьи интересы будет отстаивать армянский воин, оторванный от национальных корней, своего достойного прошлого? Реализация предлагаемого образовательного проекта – верный путь к формированию интеллектуально беспомощного поколения, лишенного любви и преданности Отечеству, готовности ему служить и отстаивать свою землю любой ценой.

Аналогичные преобразования происходят и с учебной программой по армянской литературе, из которой изъяты Григор Нарекаци, Ованес Шираз с его самой известной поэмой о Геноциде и другие выдающиеся армянские писатели и поэты. Трудно предположить, что все это происходит случайно или в результате непонимания важности сохранения адекватного представления об армянской истории и культуре. Тут явное влияние Запада, имеющего свои неблаговидные планы.

— А что вы думаете об изъятии из учебной программы Истории Армянской Церкви?

— Когда 5 июля 1995 года была принята первая Конституция независимой Армении, в тексте этого документа вообще отсутствовали слова Армянская Апостольская Церковь, и только спустя 10 лет они были включены в Конституцию.

— Но ведь Армянская Апостольская Церковь сыграла особую роль в истории и сохранении армянского народа!

— Разумеется. В долгий период отсутствия государственности Армянская Апостольская Церковь являлась фактором объединения армянского народа, она фактически выполняла функции государства, сохраняла национальное самосознание, идентичность. Это не только национальная церковь. Не случайно начиная с Х-ХII веков наш Католикос начал называться Католикосом всех армян., до этого он назывался просто Католикосом. Дело в том, что после падения Анийского царства в ХI веке все государственные функции взяла на себя Армянская Апостольская Церковь и именно она на протяжении нескольких веков возглавляла армянское национальное движение. В контексте истории Армении Армянской Апостольской Церкви принадлежит особая роль, укрепление которой в национальном самосознании армян имеет огромное значение. Важно и то, что курс включает не только историю ААЦ, но и историю других мировых религий, и эти знания необходимы любому образованному человеку, независимо от специальности и рода занятий. Реализация планируемых преобразований учебных программ станет не только очень серьезной, но и опасной ошибкой, последствия которой могут оказаться самыми драматичными.

 

Источник: Гаянэ Сармакешян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2018 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Мнение авторов публикаций на сайте может не совпадать с позицией редакции. Правообладателям