Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

За театрализованными всплесками могут быть заранее согласованные программы

Насколько реально активное участие США в формировании внутренней повестки Армении, их воздействие на внутриполитические процессы? Просчитало ли правительство РА все риски в этом случае и действительно ли эта повестка формируется совместно с американской стороной или американцы это будут делать вместо нас? Эти и многие другие вопросы подняли эксперты общественной организации «Группа «Альтернативные проекты» в статье «Кто формирует повестку Армении? Эмоциональным или спланированным был последний всплеск?»

ОТМЕТИМ, что «Группа «Альтернативные проекты» с 22 мая инициировала публикацию «аналитических справок» об армянских и региональных развитиях под рубрикой «Вопросы, которые имеют право на существование». Этот формат, по словам авторов, — приглашение взглянуть на события с более трезвой точки зрения, обходя политические предпочтения и оставаясь в рамках аналитической мысли и реальных интересов Армении. В рамках рубрики первая аналитическая справка касается вопроса, кто формирует повестку Армении, который после примечательного события сегодня вновь стал предметом обсуждений.

В начале мая в Ереване без излишнего пиара работала представительская делегация Госдепартамента США. Согласно официальной информации, делегация была не только представительской, но и многочисленной. Раньше формат стратегического диалога между США и Арменией — U.S. — Armenian Joint Taskforce (USATF) — организовывался ежегодно, но состав делегации никогда столь представительским не был. Делегация встречалась с ключевыми членами правительства и руководителями правоохранительной системы. Согласно информации, были обсуждены большей частью задачи внутреннего развития Армении, а не двустороннего сотрудничества или поддержки экономики.

Примечательно, что этому визиту предшествовал визит конгрессменов США в Армению, костяк которых составляло руководство Комиссии демократического сотрудничества (House Democracy Partnership). Целью этой комиссии является работа с депутатами постсоветских стран, а основными партнерами — Грузия, Украина и Кыргызстан.

Соответственно, складывается впечатление, что США начинают активно принимать участие в формировании внутренней повестки Армении, воздействуя на внутриполитические процессы. Если раньше этот процесс проходил посредством нескольких известных фондов и общественных организаций, то теперь включилась государственная машина США — по примеру Грузии и Украины. Следует принять, что это новая реальность для нашего государства и общественности. Следовательно, нужно просчитать риски.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ: как скажется эта новая реальность на Армении в контексте стратегических отношений с Россией?

ВОПРОС ВТОРОЙ: как это скажется на внутриполитической расстановке сил в Армении?

Если взять в качестве прецедента Грузию и Украину, то прямое вмешательство Соединенных штатов во внутренние процессы имело четкое последствие: территориальные потери. В случае с Грузией — Абхазия и Южная Осетия, в случае Украины — Крым и Донбасс. В случае Армении очевидно, что речь касается не только напряженности в Арцахе, но и резкого ухудшения отношений между Республикой Армения и Ираном.

Новые реалии, новые идеи

Очень важно понять, просчитало ли правительство РА все риски в случае, если США станут прямым участником формирования внутренней повестки развития нашей страны? И что более опасно, действительно ли эта повестка формируется совместно с американской стороной или американцы это будут делать вместо нас?

Новые риски

Формируя внутреннюю повестку развития Армении, готовы ли США участвовать и поддерживать проекты и программы развития Армении? Судя по истории с «Лидиан», еще долгое время бессмысленно ожидать серьезных американских или европейских инвестиций в Армении. Для чего в этом случае этот процесс?

ФОРМИРУЯ новую повестку, американцы, по сути, разрушают имеющиеся институциональные механизмы стабильного экономического развития. Примечателен был эпизод встречи генпрокурора и дальнейшие заявления относительно банковской тайны. Есть прецеденты — Латвия, Кипр — крах банковской системы этих стран, по сути, происходил по той же схеме.

Случайность или нет, но сразу после визита американской делегации спикер НС организовывает слушания по теме переходного правосудия. Очевидно, что внедрение этого механизма непосредственно воздействует на инвестиционную среду и поставит под вопрос право на собственность в Армении.

Понимают ли руководители правительства РА, что с какого-то момента в случае даже небольшого отклонения от договоренностей с американской стороной под санкциями окажутся именно они? Примеров — сколько хотите. Последний — председатель КС Украины. В феврале этого года КС счел уголовную ответственность за незаконное обогащение антиконституционным. После этого председателя КС отстранили от должности. Это говорит о возможностях прямого вмешательства американской стороны не только в вопросы исполнительной власти, но и судебной власти.

Осознают ли в Армении, что прямое вмешательство американской стороны во внутреннюю повестку страны будет не приемлемым для инвесторов и потенциальных партнеров российского бизнеса? Так же как и для Китая, и для Ирана.

ПОЛУЧИТСЯ абсурдная ситуация: американская сторона определяет правила игры, в том числе имея доступ к банковской и коммерческой тайнам, а правительство Армении будет ожидать российских инвестиций, обращаться, чтобы российские инвесторы, в том числе армянского происхождения, пришли в Армению. Это нонсенс.

В качестве частного примера: пожалуй, есть необходимость подумать, кому понадобилось организовать на этом этапе утечку информации в таких объемах относительно Рубена Варданяна, ударив не только по его деловой репутации, но и создав риски для его предпринимательской деятельности в Армении! Очень трудно во всем этом найти интересы Армении.

Нереально, что формированием повестки с лозунгами борьбы с коррупцией и незаконным обогащением властям РА удастся обеспечить возврат капитала — ни американцы, ни европейцы когда-либо какую-либо сумму в Армению не вернут. Они давно уже стали частью их экономики и работают на благо их государств. Есть большой риск, что действующие власти, пытаясь «задобрить» внутреннюю аудиторию приятными слуху лозунгами, в реальности лишь подвергнут опасности реальные механизмы запуска экономики, реального прогресса.

Выводы

В экспертных кругах Армении сегодня темой бурных обсуждений и дискуссий является следующий вопрос: было ли заранее спланированным то, что произошло в последние дни, или случилось под воздействием момента, экспромтом?

ДЕЙСТВУЮЩАЯ ВЛАСТЬ или не осознает, или осознанно стимулирует развитие событий по вышеозначенному сценарию. Нужно искать логику, нужно попытаться понять эту логику. Кстати, по удивительной случайности днем ранее произошедшего премьер-министр встречался с экспертами Международного центра переходного правосудия (ICTJ) и Фонда «Открытое общество». Основная тема встречи — установление переходного правосудия в Армении и ускорение этого процесса. Американские эксперты уже работают с должностными лицами и общественными организациями Армении с целью ускорить внедрение этого процесса. Это факты, которые подсказывают, что за театрализованными всплесками и эмоциональными действиями могут быть очень трезвые и заранее согласованные программы.

 

Источник: Аревик Чилингарян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.