Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Правительству Армении следует спешно призвать на помощь антикризисных управляющих

Разгулявшаяся по всему миру пандемия коронавируса COVID-19, по сути не затрагивая нашу банковскую систему, уже вовсю проявляет себя в реальном секторе экономики, подкашивая, в первую очередь, те предприятия и целые отрасли, что напрямую связаны с мировой конъюнктурой. Совсем неслучайно, что во многих странах все чаще говорят о необходимости нахождения некоего баланса между обеспечением безопасности людей в плане здоровья и риском обрушить всю экономику… 

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАШИНЯНА, в благополучные времена сделав крупную ставку на туризм, сегодня пожинает горькие плоды очередных стратегических разочарований и провалов своей экономической политики. Примечательно, что на фоне тотального роста цен мясо и мясопродукты в Армении несколько подешевели. Объяснение простое: раньше значительные объемы мяса и мясопродуктов закупались сетью ресторанов и кафе, которых в стране больше тысячи и где задействовано свыше 30 тысяч работников. Сегодня правительство посадило эту крупнейшую сферу на карантин, и спрос на мясо сразу упал, что вместе с и без того низкой платежеспособностью населения снизило цены на данную группу товаров. С другой стороны, эта мера прямо бьет опять же по реальному сектору экономики – животноводству, заниматься которым становится менее выгодным.

В этих условиях, когда вместе с реальным сектором корчится вся инфраструктура страны (арендные помещения, в том числе производственного назначения, и в целом вся сфера недвижимости, транспортные и экспедиторские компании, коммунальные службы и т.д.), нам очень пригодились бы прежние премьер-министры и министры экономического блока – такие, как Карен Карапетян, Сурен Караян, Вардан Арамян, еще раньше – Роберт Кочарян, Тигран Саркисян, Армен Дарбинян и Тигран Давтян? Эта, не побоимся этого слова, плеяда блестящих экономистов и государственных деятелей к тому же имеет бесценный опыт антикризисного управления, который в нынешних условиях пришелся бы очень кстати. Но зачем они всезнайкам Пашиняна, которые «пороху не нюхали» и через глобальные потрясения никогда не проходили?

КАК В САМОМ НАЧАЛЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ выразился премьер Пашинян, любой пакет мер господдержки – «это не гуманитарная помощь экономике», и свыше половины выделяемой на меры господдержки суммы (порядка $160 млн из $300 млн) правительство намерено вложить в те бизнес-идеи, которые будут содержать инновационную составляющую, позволяющую армянским компаниям, так сказать, вписаться в будущем в «новый посткризисный мир». По замыслу правительства, на это финансирование могут претендовать те хозсубъекты, которые имеют видение будущего и представят программы по такой реструктуризации своего бизнеса, которая улучшит глобальные позиции компании и придаст ей больше конкурентоспособности. Но где эти по-настоящему масштабные прорывные проекты?

Нынешний министр экономики Тигран Хачатрян продолжает с прилежностью ученика младших классов представлять на заседаниях правительства претендующие на налоговые льготы инвестиционные проекты с эффектом, стремящимся к нулю. Не считать же за прорывные проекты те, что в случае реализации обеспечат стране 3-5 или даже целых 7 рабочих мест или вложения в размере «посидел как-то олигарх в ресторане»?!

Вспомним рецессию 2008-2009 гг. Буквально на стыке этих лет на газопроводе Иран-Армения уже шли испытательные работы, а в 2008-ом с вводом на 6 месяцев раньше намеченного срока ветки газопровода от Каджарана до Арарата значительно возрос уровень энергетической безопасности Армении, которая с тех пор питается голубым топливом с двух направлений. В самый разгар мирового кризиса в нашей республике приступили к строительству на Ереванской ТЭЦ новой парогазовой турбины мощностью 285 МВт. Попутно готовилось технико-экономическое обоснование возведения в Армении нового атомного блока. Министром финансов в ту пору был Тигран Давтян, энергетики и природных ресурсов – Армен Мовсисян, премьер-министром – Тигран Саркисян…

ЧТО ЖЕ МЫ ИМЕЕМ СЕГОДНЯ в плане прорывных проектов правительства Пашиняна? Для поддержания затухающей экономики премьер поручил интенсифицировать реализацию программ масштабных капитальных вложений государства, которые, правда, сам в свое время практически остановил по причине якобы наличествующей в них серьезной коррупционной составляющей, в результате чего капитальные расходы государства, заложенные в госбюджете-2019, в значительной степени были недовыполнены. Однако сегодня в этом плане уже возникли и другие проблемы, связанные, к примеру, с приездом специалистов из Ирана для строительства высоковольтной ЛЭП Иран-Армения или китайских — для строительства соответствующих участков автомагистрали Север-Юг. Но и эти два претендующих на «прорывные» проекта достались нынешнему кабинету от предыдущих властей, причем «революционная» власть обходится с ними крайне небрежно. Ничего своего возглавляемая Пашиняном власть придумать так и не смогла, ведь не считать же за прорывную идею возведение в стране, допустим, «умных хлевов».

Более того, комендатура режима ЧП в лице Тиграна Авиняна умудрилась в этот сложный период даже остановить все строительство, ведущееся под открытым небом, хотя и ребенку понятно, что риск заражения коронавирусом на этих строительных объектах чрезвычайно мал. При этом правительство подтверждает свою готовность привести в порядок в этом году, как и было заложено в госбюджете-2020, 500 км автодорог — тем более, что сейчас это сделать легче, так как потоки автотранспорта резко уменьшились. Но где же в таком случае логика? Кажется, она давно и безвозвратно утеряна.

КАБИНЕТ ПАШИНЯНА ЧУТЬ ЛИ НЕ УПИВАЕТСЯ своими антикризисными пакетами мер господдержки населения и бизнеса, по привычке, введенной лично премьером, полагая их в разряд беспрецедентных. Между тем, ничего беспрецедентного в них нет и в помине. Более того, на исходе 2008 года, когда кризис добрался и до Армении, правительство, как сообщил на встрече с представителями СМИ тогдашний глава постоянной парламентской комиссии по финансово-кредитным и бюджетным вопросам Гагик Минасян, пошло на действительно беспрецедентный шаг, а именно: испытывающим финансовые трудности хозсубъектам правительство не только выдавало государственную гарантию на получение кредита, то есть фактически брало на себя обязательство возврата заемных денег, но и при необходимости составляло бизнес-программу для тех компаний, которые затруднялись это сделать самостоятельно.

В 2009 году доходная часть госбюджета выросла на 21%, причем в основном за счет вывода из тени именно крупного бизнеса. Кроме того, правительство реализовывало специальную программу поддержки и кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства – особенно экспортоориентированных. Таким образом, г-н Пашинян и компания ничего нового и тем более беспрецедентного не придумали: все было и до них, причем реализовывалось гораздо эффективнее. И наконец, чтобы отпущенные финансовые средства не распылялись, государство тогда могло временно войти в капитал таких хозсубъектов, докапитализировать их. На этом фоне действия кабинета Пашиняна, бездумно распыляющего без какого-либо видимого эффекта государственные средства, выглядят беспечным школярством. Ни один бизнесмен, зарабатывающий деньги, порой продавая душу дьяволу, не относится так безответственно к деньгам, как это делают те, кто никогда не держал в руках ничего тяжелее устройства для селфи и ни разу не испытавший на собственной шкуре дефолт.

 

Источник: Ашот Арамян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2021 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Мнение авторов публикаций на сайте может не совпадать с позицией редакции. Правообладателям