Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Последствия пандемии для Армении в цифрах

Международные финансовые институты один за другим пересматривают свои прогнозы относительно темпов роста экономики Армении в 2020 году из-за воздействия пандемии COVID-19.

Неутешительные прогнозы даже при оптимистическом сценарии

ТАК, МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД ОЖИДАЕТ СПАД УРОВНЯ армянской экономики в нынешнем году до 1,5%. Хотя, еще несколько месяцев назад тот же МВФ прогнозировал для нас показатель экономического роста в 2020 году до отметки в 4,8%. Последний показатель по-прежнему присутствует в докладе Фонда, но теперь его ожидают лишь по итогам 2021 года, да и то, если сильно повезет.

Пересмотрел свой предыдущий прогноз и Всемирный банк, ухудшив наш показатель по ожидаемому в 2020 году росту ВВП до 1,7% вместо ранее прогнозируемого уровня роста в 5,5%. Новые оценки ВБ также основаны на оптимистическом сценарии развития событий. Если же пандемия коронавируса затянется, то, по мнению авторов последнего доклада ВБ, это может привести к застою ВВП Армении или даже экономическому спаду.

Согласно же прогнозу Международного рейтингового агентства Fitch Ratings, негативное воздействие пандемии замедлит рост ВВП Армении с 7,6% в 2019 году до 0,5% в 2020 году. В условиях распространения коронавируса в Армении пересмотрел свои прогнозы относительно роста местной экономики и Центробанк страны, указав на показатель в 0,7%, при том, что законом о госбюджете 2020 года запланирован уровень экономического роста в размере 4,9%.

— Надо отметить, что сегодня мировая экономика и Армения, в частности, находятся под шоковым влиянием пандемии. Поэтому любой прогноз сейчас осуществляется в условиях качественной и количественной неопределенности, когда риски отклонения довольно высоки. Думаю, что в случае Армении воздействие коронавируса приведет к сокращению денежных переводов и частных трансфертов, составляющих порядка 9% ВВП Армении. Наряду с этим вырастет и уровень безработицы в стране, что создаст дополнительные проблемы для правительства, — отметила в беседе с нами директор Центра инициатив экономического развития Марине АРАКЕЛЯН.

Негативный фон создает и падение мировых цен на цветные металлы, в частности, на медь и молибден. Структура армянского экспорта, продолжила она, довольно уязвима в этом плане, поскольку удельный вес сырьевых ресурсов в ней достигает более 40%. Добавим к этому и крайне тяжелую ситуацию в отечественной туристической сфере, наиболее пострадавшей от пандемии.

Неравные условия 

С учетом всех этих факторов экономический спад в Армении, как показывают исследования, проведенные Центром инициатив экономического развития, в случае затяжной пандемии попросту неизбежен. Однако многое, по словам нашей собеседницы, будет зависеть от посткризисного управления и эффективности реализуемых программ.

ПРАВИТЕЛЬСТВО УЖЕ ЗАПУСТИЛО РЯД программ содействия частному сектору. Но весь вопрос в том, достаточны ли эти программы для формирования у бизнеса необходимых ресурсов, которые они могут использовать в период восстановления.

— Размер финансового содействия по антикризисным программам в разных странах отличается. На передовых позициях сегодня находится Италия, власти которой заявили о том, что утвержденный пакет содействия составил около 50% от ВВП страны. У нас же изначально объявили о содействии экономике в размере 150 млрд драмов, что составляет порядка 2% от ВВП Армении. Однако в уже представленных антикризисных пакетах правительства отсутствуют конкретные механизмы, обеспечивающую адресность содействия. К примеру, льготными кредитными ресурсами могут воспользоваться также те организации, которые хотя и удовлетворяют указанным требованиям, но при этом не нуждаются в дополнительных финансовых ресурсах. Тем самым, создаются неравные конкурентные условия для остальных компаний, реально пострадавших от пандемии, — полагает руководитель Центра инициатив экономразвития.

Нацелиться на создание добавленной стоимости, а не распылять средства

Что касается предоставления единовременного финансового содействия бизнесу, то, по мнению г-жи Аракелян, они носят лишь краткосрочный характер. Поэтому нужно, опираясь на международный опыт, разработать такие долгосрочные программы, которые способны создать добавленную стоимость в экономике. В противном случае может произойти распыление вложенных средств, которые просто не послужат своей цели.

НА ДАННОМ ЭТАПЕ, ПО СЛОВАМ НАШЕЙ СОБЕСЕДНИЦЫ, основной задачей правительства должно стать стимулирование внутреннего спроса и вливание в реальный сектор экономики дополнительных финансовых ресурсов во избежание возможного экономического спада.  — Для стимулирования внутреннего спроса наряду с другими мероприятиями сейчас необходимо осуществить единовременную денежную выплату социально необеспеченным семьям и гражданам, вовлеченным в отдельные (специальные) группы, в размере среднемесячной номинальной зарплаты – около 182 тыс. драмов, плюс полностью компенсировать их коммунальные платежи до момента спада пандемии. Очень важное значение имеет также целевой подход к сфере туризма, которая в последние годы демонстрировала устойчивое развитие, обеспечив по итогам прошлого года рост в 14,7%. Актуальным является также вопрос предоставления налоговых каникул до конца года хозсубъектам, действующим в сфере гостиничного бизнеса, общепита и туризма с тем, чтобы смягчить риски текущей ликвидности. Не думаю, что это будет большим бременем для госбюджета по той простой причине, что, согласно официальным данным, налоговые выплаты вовлеченных в эту сферу хозсубъектов не превысили в 2019 году 12 млрд драмов, — детально изложила свой подход к решению проблемы г-жа Аракелян.

Факторов краткосрочного эффекта уже нет   

Кстати, о налоговых поступлениях. На днях глава Комитета по госдоходам Давид Ананян заявил, что по итогам 2019 года объем налоговых поступлений и пошлин составил 1 триллион 464 млрд драмов, пояснив, что этот показатель на 16,4 % превышает показатель предыдущего года.

ОДНАКО, КАК СЧИТАЕТ ГЛАВА ЦЕНТРА ИНИЦИАТИВ ЭКОНОМРАЗВИТИЯ, в основе достигнутого показателя роста были заложены также факторы, обладающие краткосрочным эффектом. Так, беспрецедентный рост количества импортированных в 2019 году машин в Армению обеспечил госбюджету поступления в размере порядка 95 млрд драмов. Росту доходной части способствовало также внедрение контрольно-кассовых аппаратов нового поколения и сокращение теневого сектора, что опять-таки не может бесконечно обеспечивать рост налогов в госказну.

— Что касается нынешнего развития ситуации, то со стороны нашего Центра на данном этапе осуществляется эконометрический анализ, на основе которого в скором времени будут представлены возможные сценарии изменения темпов роста основных отраслей экономики нашей страны. Исходя из этого уже будут рассчитаны ожидаемые изменения налоговых поступлений путем показателя так называемой налоговой плавучести (Tax buoyancy), который показывает, сколько процентов реальных налоговых доходов, включая пошлины, прибавляет 1% роста реального ВВП страны, — заключила г-жа Аракелян.

 

Источник: Эдита Караханян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2018 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Мнение авторов публикаций на сайте может не совпадать с позицией редакции. Правообладателям