Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

«Когда культура — это мытье ковров…»

Что происходит, когда в культуре стратегия заменяется декларацией, доктрина — мероприятием, творческий ресурс — неофитами, арт-события — мытьем ковров? Происходит то, что артисты и, простите за неприличное слово, интеллигенты во многих коленах вроде Ваана Арцруни заявляют: «К дальнейшему сотрудничеству с культурным департаментом я не готов». Кому от этого хуже?

— В недавнем прошлом тебя активно прочили в министры культуры. Теперь, по прошествии полутора лет, обидно, что не стал министром, или перекрестился, что не полез в эту заморочку?

— Скажу откровенно: я бы полез. Потому что это императив — необходимость что-то менять, и менять в первую очередь для того сегмента, в котором и происходит настоящий творческий процесс. Сегмента свободного искусства, который не зависит ни от режима, ни от войны, ни от чего. Это в государственном сегменте не меняется репертуар, не меняются персоналии. Я не скрывал и не скрываю, мой подход — это подход инквизитора. Ведь вся логика отношения к полю культуры, она абсолютно советская. В течение 30 лет работала система, где искусство и культура были одними из аспектов пропаганды. Результатом этого стала эмиграция огромной части творческого ресурса. Потому что сегодняшние Амасяны и Сергеи Хачатряны — порождение этой политики. Теперь надо откреститься от этого и создать рациональную систему, которая работает во всем мире. Везде есть сегмент, который государство содержит напрямую, но основная его работа — в области самоорганизующегося искусства. И здесь изобретать велосипед не приходится. Есть алгоритмы, есть отношения, есть модули, которые апробированы по всему цивилизованному миру.

— И почему, на твой взгляд, воз и ныне там?

— Потому что работать надо. Потому что, во-первых, у вас должна быть доктрина, во-вторых, необходимый профессиональный ресурс для того, чтобы все это заработало. За полтора года мы не читаем ни одного документа, где была бы описана хоть какая-то доктрина, и не встречаем людей, которые были бы представителями этого самого ресурса.

— Так в этом же смысл! Представители ресурса — сами по себе, министерство — само по себе…

— Если это задача, она успешно выполняется. Если вся культурная политика сводится к этой формуле, все прекрасно. Но по ходу дела мы опять теряем этот самый творческий ресурс. Потому что сейчас, спустя полтора года, имея в виду мой личный опыт отношений с министерством и его руководителями, не думаю, что я готов к дальнейшему сотрудничеству.

— Но ведь был готов! Даже предлагал мегапроект празднования юбилея Комитаса.

— 15 марта я опубликовал статус о том, что мне не очень понятно, как работает комиссия, организующая празднование 150-летия Комитаса. Да до нее и не добраться — на сайте Минкульта нет никакой информации. Только председатель комиссии Араик Арутюнян, тогда министр образования, которого я знал. И я предложил создать общественную инициативу по празднованию. Вокруг этой идеи буквально за две недели самоорганизовалось 50 опций — и солирующие музыканты, и оркестры, и разные составы всех жанров. Хоры, квартеты, квинтеты — консолидация фантастическая! География феноменальная! Практически все артисты, которые покрывают все армянское музыкальное пространство. Идея условно называлась «Вдохновленные Комитасом». Все, что породил Комитас за 100 лет, — от симфонической музыки до джаза, фьюжна и прочего.

Я переработал всю эту информацию и сгруппировал в концертные программы, не повторяющие одна другую. Весь цвет армянской музыки! Получилось 23 концертные программы, которые я представил Араику Арутюняну. Он попросил написать бюджет. Чтобы написать бюджет, надо быть носителем юридического статуса, коим я не являюсь. А Минкульт является. Тем более что главные опции — залы и оркестры — государственные, вот сами и пишите бюджет. К тому же я, как и все, знаю, что есть цена внутренняя, и цена для людей, которые приходят с красного крыльца. Мне пообещали все это переварить и представить комиссии. По сей день этого не произошло. Недавно я встречался с замминистра Хзмаляном и услышал удручающий ответ: был назначен на пост, когда уже был утвержденный график мероприятий…

Вбейте в поисковик министерства «Комитас-50». Вы получите пустую страницу!

— Откуда ты свалился? Мероприятия — это святая святых! Это было, есть и, не сомневайся, будет!

— Если функция министерства сводится к проведению мероприятий, зачем оно нужно? Мероприятия как таковое можно прекрасно провести и без него. Вот я только в июле сделал 5 концертов — Дом-музей Комитаса, Матенадаран, Национальная библиотека, Центр «Гафесчян»… Концерт как событие очень легко организовать. Утвердить систему, в которую входит и ряд концертов, выполнять программные задачи — это и есть, на мой взгляд, основная функция департамента культуры. Потому что мы всегда можем самоорганизоваться, абсолютно игнорируя факт присутствия Минкульта в культурной жизни страны.

— Тем не менее недавно тебя пригласили в Министерство НОКС, и ты пошел…

— Мне было интересно, о чем будет разговор у его нового состава. Для меня не приемлемо проведение бесед в формате дружеского трепа. Во всяком случае в таком институте, как министерство. Когда туда приглашают людей, должно быть либо конкретное предложение, либо конкретный вопрос.

— А что, приглашали чаю попить?

— Если бы! Собрали музыкантов, чтобы посоветоваться. По важному вопросу оздоровления музыкальной среды. Не придумали ничего лучшего, чем запретить — запретить! — определенные жанры. Нельзя ничего запрещать! Надо предложить что-то более ценное. А для этого надо знать, где это ценное лежит. И, чтобы поднять эти пласты, в них надо не только вкладывать деньги. Главное — им надо придать то значение, которого они заслуживают.

— Ну так объединим образование и культуру, всех просветим и узнаем, где лежит ценное.

— Соединение, может, и имеет смысл. Но декларация — это одно, когда предлагают механизм — совсем другое. Когда предлагают механизм в виде вывоза шедевров живописи в сельскую школу — это смешно. Это вторая ступень познания — отрицание отрицания. До третьей ступени — до синтеза — дело в этой стране никогда не доходит. Все застревает на отрицании отрицания.

— Какие умности! Всерьез веришь, что услышат люди, для которых мытье ковров на центральной улице — флагманское проявление культуры и аутентичности?

— Если бы на эту мойку ковров не было потрачено ни копейки — мой где хочешь! А это всего лишь повод выделить средства. Чтобы мыть ковер, нужен диджей? И чтобы этот диджей звучал, нужна аппаратура за 800000 драмов? Все же очевидно! Тем более что реализующие мероприятие «предприниматели», как известно, были зарегистрированы за 3 дня до этого предприятия. Это государственная проплаченная акция, и абсурд заключается в том, что бюджет этой акции сопоставим с бюджетом, который я потратил на свои 5 юбилейных концертов с участием симфонического и камерного оркестров, хора, рок-группы, квартета и солистов.

А теперь самое интересное! Бархатное КГБ пригласило меня к себе и попросило объяснить, на что я потратил этот бюджет. Вот это уже совсем непонятно! Потому что с таким бюджетом и полконцерта не сделаешь — по их же государственным расценкам. Недавно в связи с одной идеей я попросил рассчитать, во что обходится сотрудничество с Филармоническим оркестром. Эта сумма составила 18 миллионов! Ситуация, в которой артист, выходя на сцену, остается должен государству, — это ситуация вне критики. Нет слов, способных передать восторг!

— Если умерить восторг и скепсис — что останется?

— Останется алгоритм, с которым государство соотносится с культурой. Если культура — это мытье ковров под диджея и на это выделяется бюджет, которого при прежнем режиме хватило на проведение 5 концертов с огромным количеством музыкантов, вывод лежит на поверхности, и я его делаю. В течение полутора лет не принято ни одного закона и не осуществлено ни одной реформы в сфере культуры, которые хоть как-то оздоровили бы ситуацию — и в государственном секторе, и для свободных артистов. А то, что происходит сегодня — это большевизм. И если так продолжится, то давно известно, чем закончится.

 

Источник: Сона Мелоян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2021 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Мнение авторов публикаций на сайте может не совпадать с позицией редакции. Правообладателям