Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Грязное пятно за 50 млн. драм

Министерство юстиции Армении представило на обсуждение на едином портале проектов нормативных актов e-draft.am проект закона «О конфискации имеющего незаконное происхождение имущества», сообщил министр юстиции республики Рустам БАДАСЯН, передает Новости-Армения.

«В РЕЗУЛЬТАТЕ принятия законопроекта ожидается усовершенствование законодательного инструментария для выведения из экономического оборота имущества, имеющего незаконное происхождение», — написал он на своей странице в Facebook.

По словам министра, предусмотренный правовой механизм позволяет конфисковать имущество, приобретение которого не обосновано законными источниками дохода в рамках проекта. Закон предусматривает возможность конфискации незаконно нажитого имущества в случае, если его стоимость превышает 50 млн драмов.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: еще в начале года по решению премьер-министра была создана рабочая группа для внедрения институтов по конфискации имущества обвиняемых в тяжких преступлениях без обвинительного приговора и обязательства обвиняемых доказывать легальное происхождение этой собственности. По сути, сегодня уже есть конкретный результат данного поручения в виде законопроекта. На первый взгляд сама идея носит исключительно антикоррупционный характер и призвана обеспечить принципы справедливости. Поэтому вовсе не удивительно, что на едином портале проектов нормативных актов, где идет онлайн-исследование общественного мнения, сторонников принятия такого закона — подавляющее большинство, 96%.

Другое дело, что в нынешних реалиях более чем очевидны серьезные риски, связанные с принятием данного закона. Прежде всего, они касаются судебно-правовой системы, которая будет принимать решения по конфискации. Скажем прямо: за последнее время власть приложила максимум усилий, чтобы и без того невысокий уровень общественного доверия к данной системе вообще свести к нулю. Более того, сама власть сомневается в ее (судебно-правовой системы) непредвзятости, объективности и в этой связи запустила в обращение идеи реформы, институт веттинга и т.д. Запустила и, судя по всему, бросила, оставив лишь огромное пятно на репутации третьей власти. И вот на этом фоне планируется внедрять институт конфискации незаконного имущества, фактически наделяя плохую, коррумпированную, повторюсь, по версии самой власти, систему дополнительными рычагами и полномочиями. Кроме всего прочего, это явный источник коррупционных рисков.

ВПРОЧЕМ, КУДА БОЛЕЕ НАГЛЯДНЫМИ являются риски экономические. Как выбран 50-миллионный порог начала сомнений в легальности происхождения имущества, видимо, в ходе обсуждения законопроекта его авторы расскажут. Но ясно, что большинство квартир в центре Еревана, стоящие по нынешним ценам больше 50 миллионов драмов, автоматически оказываются в категории сомнительных. А их владельцы — в категории лиц, подозреваемых в наличии нетрудовых, нелегальных доходов, за счет которых и было приобретено данное недвижимое имущество. Если учесть, что на рынке недвижимости зафиксированы тенденции существенного ценового роста, то 50-миллионных ереванских квартир будет больше. По сути, география подозрительного имущества расширяется, выходя за границы центра столицы. Соответственно, расширяется и количество потенциально подозреваемых.

Ну и, конечно же, предлагаемый институт конфискации имущества — серьезный удар по инвестиционной среде. Тут заметим, что и раньше, и сегодня многомиллионные инвестиции поступают в Армению из офшорных зон. Да, капитал этот, мягко говоря, сомнительный. Но его отсутствие явно чревато проблемами для экономики страны. Чреват для нее и отток капитала, который может спровоцировать данная инициатива. Даже если из Армении бежит капитал, в легальности которого можно усомниться, все равно это болезненно для экономики.

Так или иначе, очевидно, что, даже если эта идея хороша, даже если она по своей сути антикоррупционна и справедлива, к ее внедрению сегодняшняя Армения не готова. А если она будет внедрена, то, скорее всего, в качестве очередного инструмента давления. Давления на бывших и настоящих чиновников, давления на бизнес, давления на общество. Давления произвольного, субъективного, избирательного…

 

Источник: Ара Меликсетян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.