Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Армяно-российские отношения – год после «бархатной революции»

Координационный Совет российско-армянских организаций призывает к усилению российского посредничества в карабахском вопросе.

27 апреля в Армении впервые отмечался День Гражданина – праздник, приуроченный к годовщине событий апрельской «бархатной революции» 2018 года и символизирующего «победу граждан». Черед несколько месяцев после отставки с поста премьер-министра третьего президента Сержа Саргсяна, по итогам внеочередных парламентских выборов убедительную победу одержал блок Никола Пашиняна «Мой шаг». Перспективы его сохранения как единой политической силы в решающей степени будут зависеть от экономических и внешнеполитических успехов, которые продемонстрирует возглавляемое лидером «бархатной революции» правительство и парламент, наделённые, согласно действующей Конституции, ключевыми властными полномочиями.

Военно-политическое сотрудничество с Российской Федерацией остаётся краеугольным камнем обеспечения национальной безопасности Армении, и год назад, равно как и в последующем, не было недостатка в пессимистичных оценках перспектив его развития (и, тем более, упрочения). Время, однако, демонстрирует реализм в подходах новых властей и искренность слов Никола Пашиняна об отсутствии в событиях «бархатной революции» геополитического подтекста. В недавнем интервью «Независимой Газете» глава правительства вновь вернулся к этому вопросу: «В наших отношениях с Россией ничего не произошло. Если что-то и изменилось, то только в позитивную сторону. Как я и обещал, в наших отношениях нет никаких темных углов, наша позиция и в рабочих беседах, в рабочем общении не отличается от публичной, и это очень хороший шанс поднять на новый уровень наши отношения. Конечно, Россия – наш стратегический партнер и союзник. Но нужно еще учесть, что у нас есть внутриполитическая повестка, которая, естественно, не совпадает с внутриполитической повесткой ни России, ни Белоруссии, ни Казахстана, ни Франции, ни США. Потому что каждая страна имеет свою внутриполитическую повестку дня, и это никак не влияет на общий фон наших отношений с другими странами.

Конечно, есть нюансы. Например, наши отношения с Европейским союзом стали более активными. Но наши российские коллеги информированы об этом. Мы, как обещали, остаемся прозрачными для российских партнеров в наших отношениях. И мой ответ – да, Россия для нас стратегический союзник».

Следствием внутриполитической турбулентности, а также просчётов в кадровой политике новых властей, стал, в частности, известный «казус Хачатурова» и ряд других сюжетов, поднимаемых «на щит» силами, стремящимися к максимальному отчуждению Москвы и Еревана. В интервью Civilnet Никол Пашинян отметил, что финансируемые «международными организациями, в том числе такими, которые плохо воспринимаются в России» лица не пользуются доверием Москвы, однако эффективное взаимодействие государственных структур двух стран, стоящих на позициях суверенитета, по его мнению, позволит переломить ситуацию. «Противоядие» против неизбежных спекуляций может быть только одно – честное и откровенное обсуждение имеющихся проблем, позволяющее качественно минимизировать, а то и вовсе исключить из двусторонней повестки дня различного рода деструктивные вбросы. Например, такие как те, что в течение нескольких лет нагнетали напряжённость вокруг 102-й российской военной базы в Гюмри.

Более того, уже в ближайшее время увеличится количество совместных военных учений и учебно-тренировочных мероприятий – соответствующие договорённости достигнуты в ходе недавней встречи в Ростове-на-Дону командования Южного военного округа ВС России с начальником Генерального штаба ВС Армении Артаком Давтяном и командующим Объединенной воинской группировкой Армении и России Тиграном Парваняном. К началу 2020 года в Армению будут поставлены первые 4 многофункциональных истребителя Су-30СМ, имеются и дальнейшие планы покупки данных самолетов, сообщил 24 апреля министр обороны Армении Давид Тоноян. «Вооружаться и перевооружаться будем очень усиленно. Закупки будут вестись российского вооружения», – добавил министр, участвовавший в VIII Московской конференции по международной безопасности.

Что же касается споров и разночтений, то они случаются даже между самыми близкими союзниками – такими, как США и Израиль, упомянутые как желаемый для России и Армении образец в недавней статье бывшего посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна. Экономические разногласия, периодически оборачивающиеся скандалами и «битьём горшков» – всё более в порядке вещей, даже между Москвой и Минском – ближайшими торгово-экономическими партнёрами. Актуальные вопросы российско-армянского сотрудничества в торгово-экономической сфере рассматривались в ходе прошедшего в начале апреля в Москве заседания двусторонней межправительственной комиссии (не собиравшейся более года). Проблемы есть, например, цены на газ, однако в целом они обсуждаются в конструктивном ключе. Экономика Армении полноценно интегрирована в рамках Евразийского экономического союза, говорит начальник Департамента ЕАЭС и внешней торговли Минэкономразвития и инвестиций Армении Наира Карапетян: «Отсутствие общих границ с другими членами ЕАЭС не препятствует интеграции Армении в единые системы регулирования в таких сферах, как транспорт, энергетика, телекоммуникации, финансовая системе». Дополнительный импульс получило и межпарламентское взаимодействие, в рамках которого теперь не только звучат здравицы, но и высказывается озабоченность – как, например, в связи с недавним участием некоторых российских парламентариев в ежегодно проводимых в Баку антиармянских пропагандистских акциях. Представляется, что немаловажную роль здесь играет и позиция общественных организаций, среди которых – созданный в 2013 году Координационный Совет российско-армянских организаций (КС РАО), на одном из недавних важных заявлений которого мы остановимся ниже.

Приоритеты внешнеполитического курса Республики  Армения в своём недавнем интервью «Первому информационному» обозначил министр иностранных дел Зограб Мнацаканян: «Повестка армяно-российских отношений довольно обширна и масштабна. Мы привержены позиции, согласно которой стратегические отношения с Россией были и остаются важнейшим направлением нашей внешней политики». Что же касается возникающих вопросов, то они вовсе не означают, что Армения не отклоняется от основного курса – стратегического союзничества с Россией.

Рассмотренная выше Активизация военно-технического сотрудничества наших стран – наглядное свидетельство того, что речь не идёт об абстрактной дани политико-дипломатической вежливости, не подкреплённой реальным содержанием. Напомним, в феврале в Сирийскую Арабскую Республику была направлена группа армянских специалистов по гуманитарному разминированию. В упомянутом выше интервью, опубликованном 24 апреля – в очередную годовщину Геноцида армян в османской Турции – Никол Пашинян ещё раз отметил исторический и символический контекст данного решения:  «…Если армянские саперы разминируют маленькое место для игр тех детей, предки которых спасли хоть одного армянина, а в Алеппо такие люди точно есть, то наша миссия оправданна. Если армянские врачи спасут хоть одного потомка тех сирийцев, которые спасли одного армянина во время геноцида, то наша миссия оправдала себя. А это уже произошло – наши врачи в Сирии уже провели более 100 операций».

Действия, воспринимаемые на Западе как поддержка того, что там именуется «экспансией Кремля на Ближнем Востоке», а также безальтернативное для Армении сотрудничество с соседним Ираном, вызывают нескрываемое раздражение западных партнеров, пытающихся активно влиять на социально-политическую ситуацию в стране. Аффилированные со спецслужбами «неправительственные» организации (USAID, NED, NDI и другие) принимали участие во всех массовых уличных акциях, стремясь создать условия для геополитического разворота страны в будущем (в том числе путём подготовки соответствующих кадров). У них мало что получилось, однако можно не сомневаться в том, что соответствующие попытки будут продолжаться, сомнений нет практически никаких (1). «…Некоторые деструктивные силы как внутри, так и извне хотят использовать перемены для реализации нечистоплотных планов, – отмечают авторы обращения КС РАО к российскому лидеру, о планах визита которого в Ереван в конце 2019 года стало известно немногим ранее. – Предпринимаются настойчивые попытки поставить Армению перед ложным выбором: либо с Западом, либо c Россией, а также рассорить наши страны. Для этого на Ереван оказывается колоссальное давление по линии иностранных государств, международных финансовых институтов, «независимых» международных организаций и всевозможных фондов… Прикрываясь благими намерениями, деструктивные силы объединяются по принципу отрицания всего и вся – церкви, традиций, исторической памяти армянского народа, нравственности и морали, культуры и образования, связей Родины-Армении с Диаспорой». Речь, в частности, идёт о навязчивом муссировании темы «защиты прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации», поддержанном европейскими партнёрами и вызвавшим достаточно резкую отповедь армянского МИДа.

По мнению научного директора международного дискуссионного клуба «Валдай» Федора Лукьянова, предстоящий визит Владимира Путина в Ереван призван положить конец появившимся за последний год спекуляциям на тему армяно-российских отношений. Не менее важным представляется российское посредничество в вопросе урегулирования нагорно-карабахского конфликта, о необходимости укрепления которого также идёт речь в обращении КС РАО: «…Настало время реально осознать суть нагорно-карабахского конфликта, провести необходимую перезагрузку переговорного процесса и придать ему дополнительную динамику в целях всестороннего обеспечения интересов его участников. Весьма важно начать подготовку населения к миру, а не к войне, последствия которой станут гибельными для региона… Координационный совет российско-армянских организаций обеспокоен взрывоопасной ситуацией вокруг Нагорного Карабаха и считает, что необходимо принять безотлагательные миротворческие усилия, в том числе по линии народной дипломатии. Поэтому большое значение придаем консолидированному выступлению различных армянских организаций России с твердым призывом к укреплению армяно-российского единства».

В ряде источников появились сообщения о возможной в среднесрочной перспективе встрече лидеров России, Армении и Азербайджана, посвящённой перспективам урегулирования нагорно-карабахского конфликта. В этой связи следует ещё раз подчеркнуть, что ни Россия, ни кто-либо другой, не собирается, да и не в состоянии чего-либо навязывать противоборствующим сторонам, позиции которых остаются прямо противоположными. Вместе с тем, дальнейшие контакты на высшем уровне с участием глав России, Армении и Азербайджана, как подчёркивают авторы обращения, будут способствовать усилению посреднической роли России при урегулировании конфликта. А также – недопущению очередной военной эскалации, которая неизбежно обернётся для российской стороны серьёзными геополитическими, репутационными и иными издержками.

 

Источник: Андрей АРЕШЕВ, russia-armenia.info

Примечание

(1) В минувшем феврале небезызвестный Джордж Сорос представил свои идеи по так называемой «поддержке гражданского общества» в Армении, после чего фонд его имени удалил из открытого доступа информацию о грантополучателях своего местного отделения.

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2018 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Мнение авторов публикаций на сайте может не совпадать с позицией редакции. Правообладателям