Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Предают не чужие, предают свои

Поистине — предают не чужие, предают свои. Об этом подумалось после прочтения на одном из армянских сайтов довольно странной статьи о Рубене Варданяне, известном российском социальном предпринимателе и филантропе.

СТРАННОСТЬ статьи заключается в том, что автор (кстати, анонимный), ссылаясь на некие то ли журналистские, то ли еще какие расследования  Международного центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), обвиняет Рубена Варданяна ни больше ни меньше в… международной афере. При этом обильно цитирует самого Рубена Варданяна, который в ответ на предъявленные инвестиционному банку «Тройка Диалог», владельцем которого он некогда являлся, обвинения в том, что банк «тайно переводил деньги самым влиятельным людям в России», обрисовал свое понимание скандальной ситуации, возникшей, по всей видимости, не на пустом месте и не по причине голого альтруизма «расследовательских» журналистов. Достаточно в этом плане сказать, что упомянутая журналистская организация «всемирной честности и антикоррупционности» финансируется в виде грантов со стороны таких организаций, как Институт «Открытое общество», Google Digital News Initiative, фонд Skoll, фонд Сигрид Раузинг, Google Jigsaw, Национальный фонд в поддержку демократии, фонд братьев Найт. Для решения задач, связанных с развитием журналистики, OCCRP также получает средства от Агентства США по международному развитию (USAID) через структуры Международного центра поддержки журналистов (ICFJ), а также от Государственного департамента США и Швейцарской конфедерации.

Информация о OCCRP почерпнута из их же сайта https://www.occrp.org, в котором еще много чего написано о деятельности этой организации. Оговорюсь сразу: ничего плохого и предосудительного, ибо никто не станет аттестовать свою деятельность плохо и предосудительно, во-первых. Во-вторых, что плохого в том, что организация поставила своей целью «помочь жителям разных стран мира понять, как коррупционеры и оргпреступность действуют в их государствах, включая властные структуры»? Абсолютно ничего плохого. Другое дело — предосудительно, если иметь в виду некоторый синонимический ряд этого термина: бесчестно, бессовестно, безнравственно, гадко, грешно, дурно и, наконец, богомерзко.

ОДНАКО ВСЕ ДЕЛО, а точнее, вся беда в том, что весь приведенный синонимический ряд относится опять же не к самой миссии как таковой, Международного центра, созданного в 2006 году и действующего по настоящее время, а к тем, с позволения сказать, акторам этой самой миссии, которым ничего не стоит (в моральном плане), восхищаясь своим умом в преддверии получения материального вознаграждения в виде тех самых грантов и нисколько не задумываясь о нравственной стороне своих действий в виде «расследовательской» журналистики, облить грязью человека, деяниями которого ранее восхищались, не утруждая себя той самой благовоспитанностью, которая заставляет сомневаться даже в, казалось бы, неопровержимых фактах обвинения, уж не говоря о запутанных и субъективно тенденциозных.

В случае с Рубеном Варданяном факты обвинения в неблаговидных финансовых операциях действительно сомнительны хотя бы потому, что юридически еще не признаны неблаговидными. Вот как пишет сам Рубен Варданян в своем открытом письме, адресованном прежде всего тем, кто продолжает верить в него и не хочет верить предъявленным обвинениям, которые, так или иначе, бросают тень и на его, Рубена Варданяна, репутацию предпринимателя-благотворца:  «Я как старший партнер «Тройки Диалог» чувствую себя ответственным за все происходящее. Наши юристы сейчас изучают все возможные правовые действия для защиты нашей репутации».

Казалось бы, все очень просто: дождаться этих самых возможных правовых действий, после чего и делать окончательные выводы о человеке, с именем которого связана масштабная в мировом значении инфраструктура благотворительности, возвышающая на очень высокий уровень цивилизационного восприятия не только его самого как личность, но и (а по сути — прежде всего) его как представителя нации, принадлежностью к которой он сам гордится. А значит, возвышающая и саму нацию.

Увы! Сегодня (уж неизвестно в силу каких обстоятельств, предугадывать здесь и сейчас не стоит — другая тема) представителя нации забрасывают камнями и чернят словами, которые в правовом государстве вполне заслуживают процесса о диффамации. И все, наверное, потому, что… гранты торопят. Обязывают и торопят. Такова суть грантов. Такова их природа. И с этим, к сожалению, ничего не поделаешь.

ТОЛЬКО ВОТ ЗАЧЕМ? Только ли в силу репортерского зуда в угоду чему-то или, быть может, кому-то? Конечно, репортерский зуд — это тоже в своем роде работа. Оплачиваемая. Однако какой бы оплачиваемой она ни была, самому репортеру, как гласит фраза из одного американского романа, «не обязательно быть подонком». А ведь зачастую так и случается, когда репортер гонится прежде всего за сенсационным материалом, пренебрегая объективностью и моралью.

Вовсе не хочется характеризовать столь безоговорочно жестко анонимного журналиста из армянского электронного издания, названия которого опять же не хочется приводить по этическим соображениям, — возможно, как в писании, он тоже не ведал, что творил. Или весьма просто: гранты попутали. Попутали настолько, что, не раз безапелляционно-оскорбительно склоняя имя Рубена Варданяна в своем материале,  он под конец огульно занялся дискредитацией  одного из его социальных проектов: ежегодной международной гуманитарной премии «Аврора», выдавая свою доморощенную философию в качестве непреложной истины.

Однако истина тут одна. Премия «Аврора», церемония которой ежегодно проходит в столице Армении Ереване, по определению присуждается от лица всех выживших во время Геноцида армян и в знак благодарности их спасителям. Между тем автору нравится разглагольствовать о моральной стороне данного мероприятия, считая его кощунством и извращением. Это называется — приехали, дальше некуда. Потому что не «за грань совести и человечности» скатывается автор, а за грань предательства. То, что Рубена Варданяна — это понятно, ибо именно так и задумано. А как же Геноцид?

Можно сколько угодно разглагольствовать, философствовать — почем зря. Дело хозяйское. Нельзя предавать. Никогда.

 

Григорий ТЕР-ОСИПЯН

Источник: Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.