Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Отсутствие реформ в сфере занятости маскируется популизмом

Реальность такова, что количество безработных не снижается, а выделяемые на государственные программы занятости средства не адекватны намеченным правительством целям, считает координатор программ Офиса экономических исследований Бюро АРФД Тадевос Аветисян.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ НА РЫНКЕ ТРУДА и государственных программ занятости дашнакцакан представил 5 августа, в тот же день, когда премьер на своей странице в ФБ оставил запись про обратившихся в правительство за налоговыми льготами 130 стартапов и 800 высокооплачиваемых рабочих мест, которые должны быть созданы до 2022 года. Чуть позднее, вечером 5 августа, Никол Пашинян в Степанакерте уже вещал о 1,5 млн рабочих мест, которые должны быть созданы к 2050 году, решении проблемы безработицы для 2,5 млн человек, искоренении бедности и превращении Армении в промышленную страну к тому же сроку…

Между тем дашнакцакан считает, что после произошедших в прошлом году политических изменений реальные реформы в сфере занятости продолжают оставаться без внимания, а государственные программы этой сферы отодвинуты на второй план. «АРФД не раз обоснованно и аргументированно говорила о необходимости обеспечить продолжительность реформ государственной политики занятости. Мы также представляли ряд проблем, требующих безотлагательного решения — вместе с возможными решениями, касающимися эффективности и адресности государственных программ поддержки занятости. Однако очевидно, что правительство пренебрегает реальными реформами сферы занятости», — уверен Тадевос Аветисян.

Чтобы не быть голословным, он оперирует цифрами. Для программ занятости госбюдежтом предусмотрено 1,7 млрд драмов, в пересчете на одного безработного гражданина — в среднем 7400 драмов. В нашей стране 230 тысяч безработных, из которых около 65 тысяч зарегистрированы в Государственной службе занятости. Даже в этих условиях в 2018-м была израсходована всего лишь четверть средств, выделенных госбюджетом на государственную поддержку занятости, или 440 млн драмов, а в пересчете на одного безработного — всего лишь 1900 драмов.

БОЛЕЕ ТОГО, НА ПРОГРАММУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО образования и переквалификации безработных, которая является основной, было потрачено только 10% средств из ассигнованных на эти цели госбюджетом. Эта тенденция продолжается и в 2019 году, отметил дашнакцакан, добавив: «Ответственные вместо того, чтобы исправить ситуацию и ударной работой продолжить начатые в сфере реформы, заняты популистскими объяснениями и заявлениями». Факт же, по его словам, заключается в том, что обеспечить стабильную занятость одной лишь говорильней не получится, а очевидные провалы политики занятости не удастся завуалировать фиктивными повестками. «В результате некомпетентного управления, на фоне ласкающих слух обещаний и лозунгов сотни тысяч безработных не получают полагающейся им государственной поддержки и продолжают оставаться бедными», — подчеркнул Аветисян, добавив, что время проходит, а проблемы накапливаются.

В АРФД уверены, что как можно раньше нужно вернуть в повестку задачи государственного регулирования рынка труда, защиты интересов и социально-трудовых прав работников и претворить в жизнь решения, которые на деле обеспечат ощутимые результаты для безработных и работающих бедных. Впрочем, дашнакцаканы, как всегда, не голословны в своей критике и предлагают собственные рецепты разрешения ситуации. Но прежде всего, по словам Аветисяна, необходимо наряду с увеличением государственных ассигнований сфере занятости, оценив реальные потребности и имеющиеся ресурсы, полноценно реализовать имеющиеся программы с конечной целью обеспечить стабильную занятость каждого безработного.

ПРОГРАММА МОЖЕТ СЧИТАТЬСЯ ЭФФЕКТИВНОЙ, если безработный будет обеспечен стабильной работой минимум 3 года. Почему 3 года? Чтобы потраченные государством по программе занятости на каждого безработного средства вернулись в казну уже в качестве подоходного налога. Причем, с точки зрения стабильной занятости, ключевыми становятся трудоемкие направления, поскольку, кроме создания экономического результата, они имеют также социальное значение — независимо от того, что уровень зарплат здесь определенно ниже, чем в наукоемких и высокотехнологичных сферах. «Даже если они не прибыльные, для государства целесообразнее частичное субсидирование предприятий трудоемких ветвей — как альтернатива пособию по бедности и предметный инструмент для стимулирования пропорционального территориального развития», — уверен Аветисян.

Он считает, что государство должно дифференцированно субсидировать также работодателей, заполняющих освободившиеся вакансии или новые рабочие места неконкурентоспособными молодыми людьми — с целью решения задачи их перехода из учебного заведения на рынок труда. Кроме того, государство должно проявить участие в обеспечении работой инвалидов, внедрив полноценную систему квотирования рабочих мест и предоставления определенных преференций и льгот работодателю.

«Конечно, этими подходами идти вперед сложно, но вполне возможно, они могут обеспечить результат. Однако это, как минимум, предполагает систематизированную и кропотливую работу, последовательное внедрение необходимых профессиональных знаний и опыта, но никак не проявление популизма», — заключил дашнакцакан.

 

Источник: Аревик Чилингарян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.