Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Зачем разбираться с теневой экономикой, если можно обложить налогом денежные переводы из-за рубежа?

То, что отечественный бюджет находится в плачевном состоянии и очень нуждается в пополнении, ни для кого в Армении не секрет. Новая власть в этой связи первоначально ставила акцент на изъятии денег у тех, кого считает коррупционерами, и собиралась без долгих разговоров вернуть изъятое в казну. Заодно сделать так, чтобы олигархи, объявленные в «новой Армении» собственниками, полностью выплачивали налоги, без «льготного режима», чтобы и следа теневой экономики не осталось.

ВСЕ ЭТО ВНЕШНЕ ЗВУЧАЛО ОБВОРОЖИТЕЛЬНО, но по прошествии полугода выяснилось, что гораздо предпочтительнее все-таки не борьба с теневой экономикой, как ее понимает нынешняя власть, а расширение круга лиц, чей доход подлежит налогообложению. И тут сразу вспомнили граждан РА, получающих зарплату за рубежом, число которых, как известно, достигает нескольких сотен тысяч человек. Трансферты, отправляемые ими, составляют более 1 млрд долларов.

В соответствии с инициативой правительства (автором идеи является руководство Комитета госдоходов) 23% от получаемой гражданами из-за рубежа суммы должно перечисляться в качестве налога государству. Общественность, вполне понятно, отреагировала на публично озвученную вице-спикером НС РА, депутатом РПА Арпине Ованнисян новость крайне негативно. А 20 ноября на пресс-конференции и.о. премьер-министра Никол Пашинян отказался от этой идеи, «объяснив», что народ воспринял все неадекватно, не поняв самой сути.

Таким образом, в очередной раз мы стали свидетелями противоречивых комментариев представителей власти по поводу заявленных законодательных нововведений. Так в чем же суть задуманного и к чему нам следует быть готовыми? И если это всего лишь идея, почему без необходимой разработки и соответствующего оформления ее распространяют представители власти впритык к выборам? Как понять слова председателя КГД Давида Ананяна, адресованные людям, работающим за рубежом, о необходимости представлять декларацию о доходах. А декларирование, по словам главы КГД, еще не означает, что доход будет обложен налогом. Но ведь и не исключает. Тем более что, по словам того же чиновника, «гипотетически предметом обсуждения могли стать те доходы, которые были в плане подоходного налога получены за рубежом нашими гражданами, считающимися резидентами. И эти доходы гипотетически могли быть рассмотрены в качестве суммы, подлежащей включению в декларацию о годовых доходах».

ТО ЕСТЬ ОПЯТЬ-ТАКИ «ГИПОТЕТИЧЕСКИ», ИЗ ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ СУММЫ будут выплачиваться налоги, например, и в России, и в Армении. Ведь еще раньше Д. Ананян заявлял, что руководимое им ведомство должно проверять, какая именно из получаемой за рубежом суммы выплачивается там в качестве подоходного налога. И если выяснится, что меньше 23%, то разницу следует выплатить в Армении. То есть если работник платит в России 16% в качестве налога, то оставшиеся 7% доплатит в армянскую госказну.

Но всем заинтересованным лицам и структурам известно, что размер налога и в России, и во многих других странах не уступает нашим меркам. И, кроме того, совершенно непонятно, каким образом государство собирается внедрить механизм определения доходов за рубежом.

Как бы то ни было, общество возмущено самой мыслью о том, что гражданам, получающим зарубежные трансферы, придется платить налоги дважды. То есть кому-то пришло в голову, что если член семьи где-то за рубежом получает зарплату и присылает деньги домой, то для жены это считается самостоятельным доходом, из которого можно и налог выплатить. По той же логике получается: если гражданин Армении работает и получает зарплату на родине, государство должно проверить, сколько из этой суммы поступает жене и другим членам семьи, и, соответственно, истребовать налог. Если жене посчастливилось получить от мужа определенную сумму, она должна исходить из того, что это отдельный, самостоятельный доход и она выглядит в глазах государства как налогоплательщик.

С точки зрения государственной политики не имеет значения, что этот доход — единый на всю семью, и не имеет значения, кому и сколько достается и в какой форме будет перечислена сумма, через банк или из рук в руки. Ведь люди, работающие за рубежом, после этого новшества могут не пользоваться услугами банков, а передавать деньги через знакомых и т.д. То есть во избежание давления непродуманных инициатив предпочтут вернуться в старые времена.

ПОХОЖАЯ ПОПЫТКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ БЫЛА ПРЕДПРИНЯТА ГОДА 3 НАЗАД. Правда, она выглядела логичнее и была направлена на то, чтобы наши граждане, работающие за рубежом, платили подоходный налог только в Армении. Но и тот законопроект был не слишком дальновидным, так как вполне понятно, что без согласия стран-работодателей в одностороннем порядке невозможно принять подобное решение, сделав его обязательным для других государств. Авторы законодательной инициативы утверждали, что такой закон будет работать и принесет пользу нашей стране. А если кто против, так он просто чего-то недопонимает. Но жизнь показала, что законопроект так и остался на бумаге.

Возвращаясь к сегодняшней инициативе КГД, отметим, что порочная идея, похоже, на неопределенный срок отодвинута. Во всяком случае так заявил премьер-министр. И очень хочется надеяться, что после выборов нам не преподнесут ее в новой упаковке.

 

Источник: Лана Мшецян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.