Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Трендовой риторикой пытаются заменить конкретные реалистичные программы

Премьер-министр Армении Никол Пашинян провел совещание, посвященное проблемам развития гражданской авиации. По словам премьера, совещание нацелено на обсуждение проекта концептуальной программы развития данной сферы, необходимо определиться, какое стратегическое направление будет признано приоритетным, передает Sputnik.

«В современном мире наличие эффективных авиакомпаний является важной компонентой государственной атрибутики. И, конечно, все мы хотим иметь армянские компании на авиационном рынке… Нужно еще обсудить дееспособность прежних систем и механизмов, но, без сомнения, в Армению и из Армении должны летать самолеты с армянским флагом», — сказал премьер.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: между «должны летать» и «будут летать» — большая разница. В первом случае это просто риторика, во втором — конкретная цель. В первом случае впечатляющая, вдохновляющая формулировка, во втором — реалистичная программа. Вовсе не удивительно, что глава правительства выбрал первый вариант. Надо же впечатлить общественность заботой о решении серьезной проблемы, обеспечить определенный позитивный резонанс в обществе, чего, кстати, становится все меньше и меньше в контексте оценки деятельности правительства. А вот в плане реалистичности воплощения красивой идеи прилета и улета лайнеров с армянским флагом, скажем прямо, особых иллюзий питать явно не приходится. И не только потому, что ГУГА РА не видит в обозримом будущем возможности появления на рынке армянского национального авиаперевозчика.

На самом деле существует ряд объективных факторов, которые просто несовместимы с идеей возрождения отечественной авиации. Перечислять все не будем, отметим лишь то, что несколько лет назад Армения присоединилась к так называемой политике «открытого неба», исключающей поддержку авиаперевозчиков со стороны государства, чем вбила последний гвоздь в гроб собственной авиации. Политика «открытого неба» изначально ставит любые попытки создания новой авиакомпании перед фактом изначально проигранной конкурентной борьбы с акулами авиабизнеса — крупными компаниями.

Конечно, в нынешних условиях, когда в регионе разворачиваются процессы, откровенно угрожающие транспортной коммуникации Армении с внешним миром, когда эти угрозы становятся очевидными не только для экспертов, но и для среднестатистического гражданина страны, тема возрождения собственной авиации может быть в тренде. Но это не значит, что нужно озвучивать актуальную задачу при отсутствии реальных перспектив ее решения, без дорожной карты и программы. Разве что можно разразиться очередной критикой в адрес своих предшественников, разваливших сферу, что явно не поможет взлететь армянской авиации.

НЕ ПОМОГУТ взлететь ей и пафосные формулировки об армянском флаге на бортах, как не помогли взмыть в небо армянской экономике анонсы Никола Пашиняна в октябре прошлого года. Помнится, премьер тогда говорил: «Набираем скорость для экономического взлета». Не знаю, считают ли в правительстве, что сегодня мы уже летим или еще продолжаем набирать скорость (кстати, набор скорости вечным быть не может, взлетная полоса ограниченна во времени и пространстве, и существует точка невозврата), но очевидно, что наш экономический лайнер интенсивно теряет топливо.

Дело в том, что, с одной стороны, растет отток капитала из страны. Только за первые 4 месяца текущего года объем денежных переводов из Армении за рубеж составил $396,9 млн, что больше прошлогодних показателей на 8%. С другой стороны, в первом квартале текущего года резко сократились прямые иностранные инвестиции в экономику Армении. Надо ли говорить, что деньги являются топливом экономики страны? И вот, по сути, наш экономический «борт» то ли на взлете, то ли уже в полете теряет топливо. Согласитесь, ситуация если не критическая, то явно аварийная.

А что делает экипаж? Что делает «командир корабля»? Они смотрят только на те бортовые приборы, которые свидетельствуют о «хорошем настроении», не отрывают глаз от параметра экономической активности. Нетрудно представить, чем может завершиться такой полет… Полет, в котором трендовой риторикой пытаются заменить дорожную карту, конкретные реалистичные программы. И делают это люди, случайно оказавшиеся у штурвала.

 

Источник: Ара Меликсетян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.