Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Так что нам делать с армянской историей?

Один молодой историк не так давно написал статью, содержание которой я приведу без купюр. Но прежде чем ее цитировать, поделюсь с читателем мыслью о том, что в нашем Уголовном кодексе наверняка не хватает одной статьи, касающейся защиты таких святых понятий, как история и честь Армении, армянского народа от всякого рода поползновений, хотя бы со стороны лиц, наделенных армянским гражданством. О некоторых псевдоисторических выпадах американцев типа историков Рональда Сюни или Ричарда Ованнисяна (отца Раффи) наша газета и многие иные источники и деятели писали не раз.

Теперь предлагаю просто прочитать самим от корки до корки статью под названием «Забыть «героическое прошлое».

Забыть «героическое прошлое»

«Самый популярный призыв, обращенный с политических и научных трибун к армянскому народу, относится к необходимости извлекать уроки из истории.

АРМЯНСКИЙ НАРОД, ОДНАКО, РЕШИТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАЕТСЯ СЛЫШАТЬ СВОЕГО ИНТЕЛЛИГЕНТА, и об этом говорит то, что призывы извлекать уроки из истории становятся все более и более популярными. Причина, возможно, в том, что интеллигент, призывающий учиться у истории, в следующий момент начинает сочинять легенду о героическом прошлом армянского народа, восхвалять и прославлять наших предков. Вообще одно дело — объективно оценивать предков и совершенно другое дело — восхвалять их.

Давайте прекратим восхвалять наших предков и зададим себе очень прагматичный вопрос: а что завещали нам эти предки, что оставили после себя? Ничего, более чем ничего. Потому что «ничего» — это когда ты должен начать с нуля, а мы должны начать не знаю с какого минуса, так как наши предки оставили нам всего лишь такой запас геноцидов, унижений, предательств и безнравственности, преодолеть который, как выясняется, трудно, крайне трудно.

Я осуждаю наших предков, проклинаю их, потому что они ничего не сделали для того, чтобы мы сегодня жили более достойно и более гордо. Наши предки не заботились о своих потомках хотя бы так, как инстинктивно заботятся животные. Я осуждаю всех тех, кто восхваляет наших предков, так как этим всего лишь отказывают следующему поколению в праве иметь достойную и сильную родину, нас, живущих, наделяют правом ничего не завещать будущему поколению. Прославляя наших предков, они всего лишь придают новый размах тому порочному процессу, в котором мы находимся уже больше двух тысяч лет, начиная с того времени, когда Тигран, который был прозван Великим, сложил свою корону у ног римского наместника и которого предал собственный сын по той простой причине, что не получил примитивного воспитания подобно наглым щенкам современных армянских чиновников.

Я ПРОКЛИНАЮ НАШИХ ПРЕДКОВ за то, что они дали возможность иранскому провинциальному ученому, чтобы он, прогуливаясь по улицам города Исфахан, объяснял нам, что шах Аббас изгнал сюда из Джуги армян и призвал их построить здесь город. Какой урок мы можем извлечь из этой истории? Кому-то эта история внушает гордость: «Значит, армяне были строителями», — говорят они. И никто не замечает, что этих строителей перегоняли, как стадо, с места на место и часть их осталась на дороге, превратив иранские степи в «армянские святые места».

Какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Иногда я понимаю тех историков, которые наше позорное и унизительное прошлое показывают исполненным героизма. Они думают, что реальная история может нас сломать, унизить. Но фальсификация приносит еще большие разрушения и не позволяет, чтобы мы остановились и переломили наше тысячелетнее унижение. И значит: какой урок мы можем извлечь из нашей истории? Давайте забудем ее, давайте все действительно начнем с нуля, будто бы Господь только создал нас и у нас в прошлом ничего нет. Представляете, как легко будет дышать? Давайте представим, что Месроп Маштоц только создал наши буквы, что Нарекаци живет рядом с нами, может быть, еще Мхитар Гош, Давид Анахт и еще несколько родных — и больше ничего. Остальных оставим в прошлом, пусть они режут, предают друг друга, изгоняются, геноцидируются и унижаются, сколько хотят. И в этом случае мы, возможно, сумеем действительно извлечь уроки из нашей истории, потому что она уже не будет нашей историей».

Согласны ли с опусами вождя?

Понравилось? Можете не отвечать. А что вы думаете о семье, в которой воспитывался этот молодой историк? О его учителях истории, о его папе и маме… Можете и на это не отвечать. Хотя сделать это труднее, в особенности в рамках литературного языка и нормативной лексики. Лучше притормозим.

А ТЕПЕРЬ ПРИДЕТСЯ РАСКРЫТЬ КООРДИНАТЫ ЭТОГО, УВЫ, НЕ СТОЛЬ уж теперь молодого и, честно говоря, вовсе не историка. У кого есть ряд характерных примет. Он не бреется, носил кепку и рюкзак, любит мелькать на публике и в сетях, денно и нощно клянется в любви к армянскому народу и обещает всем светлое будущее.

Вижу, что вы еще не все врубились. Придется указать имя, отчество и фамилию. Это Никол Воваевич Пашинян. Статья была напечатана в его газете «Айкакан жаманак» 9 декабря 2005 года. «Голос Армении» перепечатал ее 14 марта 2006 года. Наткнулся я на нее в общем-то случайно, в ходе работы над вторым томом своей летописи «Хроника лихолетья», где будет информация о периоде с 1998 по 2008 годы. Условно говоря, это эпоха Роберта Кочаряна. Первый том, изданный и розданный, фиксировал эпоху Левона Тер-Петросяна (февраль 1988 — февраль 1998). Третий, если хватит сил, охватит эпоху Сержа Саргсяна (2008 — 2018).

Забегая вперед, выскажу уверенность, что такой временной отрезок, который выпал трем президентам, журналисту и «историку» Н.Пашиняну, конечно, не светит. Точнее, если он засидится дольше года, у нас у всех возникнут такие проблемы, о которых лучше не задумываться.

Г-н Пашинян искренне предлагал нам забыть армянскую историю и брал понятие «героическое прошлое» в кавычки. То есть делал то, что даже не каждый турок или азербайджанец сделает.

Сегодня он — звезда зомбированной толпы и части Фейсбука. Любопытно, знают ли они о такого рода опусах, характеризующих «героическое прошлое» своего вождя? И согласны ли с тем, что «мы, возможно, сумеем извлечь уроки из нашей истории, потому что она уже не будет нашей историей»?

А кто будет в ней героем? Проклинатель предков, «революционер» Никол? В истории он, конечно, окажется. Но вовсе не в той роли, которую играет на площади и в интернете и которая уже начинает изрядно надоедать многим его сторонникам. Приходит пора спуститься с интернет-небес на грешную политическую землю.

 

Источник: Александр Товмасян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.