Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Статья «о незаконном обогощении» вошла в моду

Около года назад в Уголовный кодекс РА была введена статья 310.1 (прим), предполагающая наказание за незаконное обогащение. Статья, разработанная по инициативе Арпине Ованнисян в ее бытность министром юстиции, находится в разделе преступлений против государственной службы. Это, пожалуй, единственный закон, который был принят парламентом единогласно и вошел в силу 1 июля 2017 года.

СПРАВЕДЛИВОСТИ РАДИ ЗАМЕТИМ, ЧТО ПРО НОВУЮ УГОЛОВНУЮ СТАТЬЮ все как-то сразу забыли, поскольку в этой связи не было возбуждено ни одного уголовного дела. Однако в последнее время статья эта неожиданно вошла в моду.

Многие сегодня задаются вопросом: что представляет собой понятие «незаконное обогащение», в отношении каких лиц может быть применено уголовное преследование в этой связи, да и вообще, что способствовало принятию данной статьи.

Начнем с того, что сама инициатива была продиктована требованиями Конвенции ООН «По борьбе с коррупцией» и отвечала стратегии правительства РА. Первоначально была предусмотрена уголовная ответственность до 10 лет лишения свободы, но затем в ходе обсуждений планка наказания была снижена от 3 до 6 лет.

Названная статья предполагает ответственность за приобретение доходов или снижение обязательств, которые обоснованно превышают полученные законные доходы за отчетный период. Правилами установлен минимум в размере 5 млн драмов. Если сумма меньше 5 млн драмов — чиновнику грозит наказание по административному, а не уголовному законодательству. Если же будет доказано, что те доходы, которые не были включены в декларацию, являются незаконными, и при этом они превышают 5 млн драмов, то деяние квалифицируется как уголовное преступление.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО ПО ФАКТУ НЕЗАКОННОГО ОБОГАЩЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ возбуждено в отношении тех должностных лиц, которые, согласно закону «О публичной службе», обязаны представлять декларации о доходах. Заметим также, что после принятия закона существенным образом увеличилась численность чиновников, обязанных их представлять.

Еще в декабре 2016 года, когда закон обсуждался в парламенте, был затронут важный вопрос о том, будет ли статья иметь обратную силу и как быть с теми чиновниками, которые незаконно обогатились до принятия этого закона? Например, вышеупомянутый В. Казарян имел незаконные доходы еще до того, как статья включена в Уголовный кодекс. Тут следует отметить, что хотя статья обратной силы не имеет, но данное преступление имеет продолжительный характер (относится к категории длительных преступлений), то есть проистекало на протяжении лет и продолжалось после того, как статья была принята. Поэтому статья 310.1 распространяется на деяния данного чиновника.

На взгляд некоторых юристов, закон о незаконном обогащении имеет и некоторые недочеты. Так, международный опыт показывает, что государство обычно с принятием подобной статьи как бы предотвращает распространение коррупционного механизма, что, естественно, влияет на раскрываемость в этой сфере. Допустим, чиновник в течение долгих лет систематически получает взятки. Но ни взяткодатели, ни свидетели не разглашают эту тайну. Однако факт наличия незаконных денег уже является достаточным для привлечения этого чиновника к ответственности.

Наверное, было бы разумно, чтобы при выявлении больших сумм законом устанавливалась более суровая ответственность. А то получается, что, совершая более тяжкие преступления, чиновники обогащаются, но несут ответственность не 10 и более лет, как это, например, предполагается за получение взятки в особо крупном размере, а лишь от 3 до 6 лет. Многие считают, что это является недостаточно эффективным рычагом для борьбы с коррупцией.

Конечно, в любом случае следует приветствовать, что правоохранительные органы обнаруживают факты получения уму непостижимых сумм. Можно надеяться, что профессионализм соответствующих служб позволит раскрыть и механизм подобных преступлений. Но неопределенность статьи 310.1 УК РА заключается в том, что в ней лишь в общих чертах говорится о том, что ответственность наступит, если незаконное обогащение не является результатом других преступлений, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь если доходы являются незаконными, причем речь идет об очень больших суммах, то понятно, что они могут быть получены в результате тяжких преступлений, которые не должны оставаться в тени.

 

Источник: Лана Мшецян, golosarmenii.am

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.