Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Мессиджи из Парижа: Франция содействует изоляции Арцаха?

Скандал вокруг решений французских судов, аннулировавших четыре из свыше десяти деклараций о дружбе между городами этой страны и арцахскими, нарастает. Пару недель назад появилось первое сообщение такого рода, затем второе, третье — стало ясно, что в Баку всерьез взялись за решение весьма болезненной для Азербайджана проблемы. И прибегли к привычным методам, ибо ранее публичные попытки пресечь подписание деклараций потерпели неудачу.

НАПОМНИМ, что начиная с 2016 года министр иностранных дел Азербайджана неоднократно обращался к французским коллегам с просьбой воздействовать на руководство городов, подписывающих декларации дружбы, принимающих у себя делегации из Арцаха и устраивающих по этому поводу Дни армянской культуры и иные праздничные мероприятия. Слезные просьбы Мамедъярова в большинстве своем оставались без ответа за одним исключением. Арлем Дезир, бывший госсекретарь Франции по европейским вопросам, заявил: «Установление некоторыми городами Франции связей с Нагорным Карабахом входит в полномочия самих городов. Во Франции города сами решают, с кем дружить. Мы позитивно оцениваем сотрудничество городов с другими городами в международном масштабе».

Судебный иск, поданный в апреле 2016-го против мэра города Бур-ле-Валанс Марлен Мурье в связи с Декларацией о дружбе с Шуши, был отклонен, а сама мэр расценила его как «попытку запугивания со стороны иностранного государства на территории Франции».

Сегодня французские суды принимают прямо противоположные решения. Причины могут быть разные, в том числе изменение позиции Парижа либо вынужденность Баку вновь задействовать известнейшие методы икорной дипломатии. Надо полагать, бессилие Мамедъярова вынудило Алиева прибегнуть к этому крайнему средству, более того, на амбразуру была брошена аж первая леди. Во всяком случае некоторые армянские эксперты считают, что мартовский визит Мехрибан-ханум во Францию непосредственным образом связан с принимаемыми сегодня судебными решениями.

Армянская сторона странным образом не реагировала довольно долго. Первым распространил Комментарий МИД Арцаха, выразив сожаление и назвав подобные решения «неверным политическим сигналом Азербайджану, который вердикт французского суда уже интерпретирует в качестве поддержки своей политики по изоляции Арцаха». В комментарии отмечалось также, что это может «бросить тень на позицию Франции как нейтрального посредника в процессе урегулирования». Более того, МИД подчеркивал, что Франция как один из сопредседателей Минской группы ОБСЕ несет определенную ответственность за то, чтобы жители Арцаха ввиду неурегулированности конфликта не были ограничены в реализации своих основополагающих прав, включая право на развитие.

«ВРЕМЕННАЯ непризнанность Республики Арцах не означает, что ее граждане должны быть ограничены в участии в международном сотрудничестве. Легитимность участия непризнанных государств в подобном сотрудничестве подтверждается международной арбитражной практикой и признается международными судами», — отмечалось в документе. МИД приветствовал решимость мэра города Арнувиль Паскаля Долла обжаловать решение Административного суда города Сержи-Понтуаз и подчеркивал намерение расширять и углублять международные связи Арцаха — сообщалось, в частности, что в стадии обсуждения находятся предложения о подписании новых деклараций.

Настоящей пощечиной грязным азербайджанским игрищам стало заявление мэра Валанса Николя Дарагона, опубликованное 13 июня. Он выразил уверенность в том, что судебные вердикты не отразятся на дружбе двух народов, и вновь подтвердил свое содействие Арцаху. «Я продолжаю утверждать, что органы местного самоуправления полномочны заключать подобные декларации о дружбе, в особенности в тех условиях, когда многие из них (в частности, в случае Валанса) не являются решениями городских советов и не могут быть поставлены под сомнение решениями административных судов», — отмечает мэр Валанса.

Более того, мэр Валанса открыто осудил «противоречивые действия национальных властей Франции». «Несколько месяцев назад президент Французской Республики заверил наших сограждан армянского происхождения в том, что программы, преследующие гуманитарные или образовательные цели, не будут подвергаться преследованию. Одновременно судебное преследование множится, посылая четкие мессиджи воинствующему Азербайджану. Выбирая между вековой дружбой и сиюминутными экономическими интересами в пользу последних, правительство Франции нарушает свою традиционную позицию сбалансированного и нравственного подхода. Это подход, который Франция проявила в отношении стремящихся к свободе народов» — говорится в заявлении Николя Дарагона.

ЕСТЕСТВЕННО, возникает вопрос о противодействии этому действительно позорному для Франции процессу с армянской стороны. Что предпринимают госструктуры, в частности, МИД РА, а также армянские лоббистские организации? МИД пока хранит гробовое молчание — такое впечатление, что все это никак не относится к компетенции армянского внешнеполитического ведомства. Что касается армянских организаций во Франции и Европе, в свое время приложивших большие усилия для подписания деклараций, то в интервью АрмИнфо представитель офисов Ай Дата АРФ «Дашнакцутюн» Киро Маноян высказал уверенность, что число подобных вердиктов французских судов со временем возрастет.

По его мнению, власти Франции считают, что французские органы местного самоуправления не имеют права вести собственную внешнюю политику и отклоняются от официального внешнеполитического курса страны. Маноян назвал такой подход ошибочным, поскольку ОМС имеют право на общение с единицами местного самоуправления. «Это исходит из интересов одной из сторон, а именно Азербайджана, и является нарушением нейтралитета, которого до сих пор придерживалась Франция», — заявил он, сообщив, что офис Ай Дата в Европе уже обсуждает шаги по противодействию процессу. И добавил: «Это вовсе не означает, что власти Армении должны бездействовать».

По сути дела, ключевым моментом является вопрос о том, имеют ли право органы местного самоуправления во Франции заключать подобного рода договоры в случае, когда речь идет о непризнанной стране. Если несколько лет назад устами министра иностранных дел было заявлено, что это входит в полномочия самих городов и что власти позитивно оценивают подобное сотрудничество, что изменилось с тех пор в позиции французского руководства? Почему в 2016 году суд отклонил азербайджанский иск, а сегодня пачками принимаются решения противоположного характера?

ОДНОЗНАЧНО ОДНО: как бы независимы ни были суды в такой стране, как Франция, влияние позиции властей на решения в столь деликатном вопросе не вызывает сомнений. Абстрагируясь от того, что эта страна традиционно считается дружественной для Армении, констатируем главное: подобные действия однозначно означают открытое содействие преступной политике Азербайджана по изоляции Арцаха, ибо речь идет исключительно о культурных, образовательных и гуманитарных контактах. Такое поведение явно идет вразрез с имиджем Франции как приверженной общечеловеческим ценностям демократической страны. Недвусмысленная поддержка авторитарного режима Баку в данном вопросе не может не восприниматься как пособничество в нарушении основополагающих прав человека и ряда международных конвенций, ибо эти права и документы не ставят никаких различий между гражданами признанных и непризнанных государств.

Не касаясь нравственных аспектов вопроса, подчеркнем: решения судов являются тревожным сигналом о выборе Парижем ценностных и политических приоритетов, не делающих Франции чести. Тем более с учетом того, о содействии какой стране в данном случае идет речь.

 

Источник: Марина Григорян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.