Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Каковы критерии формирования нового правительства?

В дни революции в ходе одного из митингов на площади Республики перед многотысячной аудиторией выступал 9-летний мальчик. Его пламенная речь, изобилующая жесткими оценками в адрес «режима», критикой Сержа Саргсяна, «наездами» на РПА удостоилась почти таких же оваций, как и выступления Никола Пашиняна…

ВСПОМНИЛСЯ ЭТОТ ЭПИЗОД РЕВОЛЮЦИИ СЕГОДНЯ ВОВСЕ НЕ СЛУЧАЙНО. И не только потому, что с учетом возрастных критериев формирования нового правительства несколько удивило отсутствие имени этого мальчика в его (правительства) составе. Просто с какой игровой легкостью тогда были доверены микрофон и политическая трибуна тому мальчику, с такой же легкостью позже другим мальчикам и девочкам (постарше) доверили министерские портфели и целые сферы социально-экономической жизни страны. Складывается впечатление, что как играючи молодежь осуществила революцию, так играючи и намерена рулить страной.

Сразу же отмечу, что объективно претензий к возрастному критерию новой кадровой политики нет. В конце концов, существуют же вундеркинды и акселераты, в конце концов, молодежь энергична и креативна, что, безусловно, может оказать позитивное влияние на деятельность всей исполнительной власти. Наконец, не будем забывать советское: «Молодым — всегда у нас дорога, старикам — везде у нас почет». Другое дело, что возраст — это не просто количество прожитых лет. Возраст прежде всего — это опыт. Очевидно, что как минимум половине состава нового правительства явно именно этого опыта и не хватает, при том что миссия на него (правительство) возложена очень сложная и очень ответственная.

Пожалуй, не имеет смысла сейчас подробно останавливаться на достоинствах и недостатках каждого из представителей новой исполнительной власти. В последние дни эта тема в тренде, ей посвящены статьи в СМИ, она является гвоздем программы в соцсетях. Но все же некоторые вопросы, связанные с составом нового правительства, сложно обойти вниманием. Так вот первое, что бросается в глаза, — это отсутствие общих, если хотите, равных критериев выбора кадров. Заметьте, состав нынешнего правительства можно разделить на три группы: управленцы-профессионалы, обладающие опытом и компетенциями (Зограб Мнацаканян — глава МИД, Давид Тоноян — министр обороны, Атом Джанджугазян — министр финансов), кадры, делегированные в правительство партиями, оказавшими поддержку Николу Пашиняну (от ППА — глава МЧС Грачья Ростомян, министр спорта и по делам молодежи Левон Ваградян, министр энергетических инфраструктур и природных ресурсов Артур Григорян, от АРФД — министр экономического развития и инвестиций Арцвик Минасян, министр сельского хозяйства Артур Хачатрян) и все остальные — соратники и единомышленники Никола Пашиняна, представляющие в основном молодое поколение, имеющие приличное образование, но, как правило, не соответствующее специфике занятой должности. Плюс это люди, не обладающие опытом государственного управления. Таким образом, повторюсь, правительство сформировано не по единым критериям. Да и вообще не совсем понятно по каким.

ОЧЕВИДНО, ЧТО ВАЖНЕЙШИЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА СФЕРЫ — ОБОРОНА, внешняя политика, финансы — доверены людям, способным нести груз ответственности за сферы, которыми они руководят. По этой части, признаться, опасений почти нет. Вторая группа министров представляется менее, скажем так, надежной. Конечно, практически все из делегированных партиями министров имеют опыт работы в исполнительной власти. Но при этом все они должны пройти своеобразную переквалификацию. В частности, экс-министр спорта должен привыкать к работе в качестве главы МЧС, экс-министр охраны природы будет приспосабливаться к работе министра экономического развития и инвестиций, бывший министр труда и социальных вопросов будет руководить энергетикой и т.д. С одной стороны, всем им необходимо время для переквалификации, для изучения задач и проблем новых для них сфер. С другой — будучи на высоких постах в прошлом, эти товарищи особых успехов в своей работе не достигли, за что подвергались критике в том числе и со стороны тех, с кем сейчас оказались в одной команде. Более того, тот же Арцвик Минасян уже был министром экономического развития и инвестиций, но не оправдал возложенных на него надежд. Теперь, как говорится, опять туда же…

Третья группа министров — самая многочисленная и, прямо скажем, опасная для страны. Опасность вовсе не в личностях. Опасность даже не в мировоззрении некоторых из них. Опасность в том, что полное отсутствие всякого управленческого опыта подразумевает по меньшей мере период знакомства не только со сферами, кстати, очень далекими от  многих из них, но и вообще ознакомления с системой госуправления. Конечно, известно, что и зайца можно научить писать. Конечно, опыт — дело наживное. Но за то, что многие новые министры будут месяцами «наживать» опыт и компетенции, боюсь, стране в целом и конкретным сферам придется дорого заплатить. Пока мальчики и девочки будут учиться, экспериментировать, возможно даже очень энергично и креативно, вполне вероятно, что многие сферы будут деградировать. Впрочем, это в лучшем случае. В худшем — окончательно развалятся.

КОНЕЧНО, С ВАЖНЕЙШИМИ СФЕРАМИ НИКОЛ ПАШИНЯН ОБОШЕЛСЯ, СКАЖЕМ ТАК, ОСТОРОЖНО.Опять же речь идет об обороне, внешней политике, финансах. Но кто сказал, что образование, культура, здравоохранение менее приоритетны для страны? Кто сказал, что этими сферами могут управлять люди, пусть даже кристально честные, добрые, образованные, но не имеющие соответствующих навыков управления? Кто сказал, что эти сферы можно приносить в жертву революции? Увы, на заре независимости, да и потом Армения уже сталкивалась с тем, что у руля тех или иных сфер становились, так сказать, хорошие, но случайные люди. Печальный результат такой кадровой политики известен. Но, похоже, из этого не извлечены соответствующие уроки. Логика формирования нынешнего правительства, похоже, свидетельствует об этом.

Вовсе не ставя под сомнение светлые помыслы, искреннее желание новых министров изменить все к лучшему, все же трудно воздержаться от скепсиса по поводу нового правительства. И прежде всего потому, что сформировано с игровой легкостью, с той легкостью, с которой примерно месяц назад маленькому мальчику на митинговой трибуне дали в руки микрофон…

 

Источник: Ара Меликсетян, «Голос Армении»

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.

Copyright © 2018 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Правообладателям
Яндекс.Метрика