Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как государство оттяпало частную бизнес-программу

Итак, иранский меджлис (парламент) на днях ратифицировал временное (на 3 года) соглашение, ведущее к созданию зоны свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и Ираном. Ранее это сделали парламенты всех стран интеграционной «пятерки».

ДЛЯ АРМЕНИИ установление режима свободной торговли с Ираном имеет принципиальное значение, поскольку из стран ЕАЭС только мы имеем непосредственную сухопутную границу с этим большим рынком. В связи с этим вновь актуализируется вопрос задействования на границе с Ираном свободной экономической зоны (СЭЗ) «Мегри», которая могла бы стать немалым подспорьем в торгово-экономических отношениях стран ЕАЭС и Ирана.

Недавно мы уже писали о том, что в СЭЗ «Мегри» ровным счетом ничего не происходит, обустройство и строительные работы не ведутся. Кроме того, по результатам расследования прокуратуры направлено письмо министру территориального управления и инфраструктуры о начале процесса аннулирования результатов аукционов по продаже земельных участков вокруг СЭЗ «Мегри». Напомним, что обвинения предъявлены четырем лицам, которые, как доложили премьеру Пашиняну его советники, заранее зная о том, что на границе с Ираном будет создана полностью государственная СЭЗ «Мегри», скупили на аукционах 32 гектара сельскохозяйственных земель общины Карчеван вокруг предполагаемой зоны, основав там СЭЗ «Сюник» и тем самым оставив СЭЗ «Мегри» с ее 1,8 гектара, то есть без возможности расширения. У правоохранительных органов зародилось подозрение, что аукционы были фальшивыми, то есть договорными (см. статью «СЭЗ «Мегри»: обвинения предъявлены. Как «народный премьер» торпедирует частные инвестпрограммы»). Сегодня в распоряжении редакции оказались новые подробности скандального дела.

Как в свое время сообщил корреспонденту «ГА» председатель совета ООО «СЭЗ Сюник», глава инвестиционной комиссии Торгово-промышленной палаты Армении (ТПП РА) Саркис Агабекян, которому через компанию «Эй-Си-Эй» сегодня и принадлежат те самые 32 гектара, группа бизнесменов из ТПП РА инициировала программу создания на границе с Ираном СЭЗ еще в 2014 году, тогда же, в августе 2014-го, у местной общины были выкуплены указанные земельные участки.

НАДО СКАЗАТЬ, ТПП РА в лице инвестиционной комиссии палаты разработала многочисленные инвестпрограммы, и проект создания СЭЗ на границе Армении с Ираном лишь один из них. В 2014 году правительство Овика Абрамяна обсудило эту заявку, но никакого решения не приняло. Зато решение под N356 А от 30.03.2017 г. принял кабинет Карена Карапетяна, на основе чего 19.04.2017 г. был заключен договор с Министерством экономического развития и инвестиций (ныне Министерство экономики РА). При этом чиновники обещали бизнесменам всяческое содействие — вплоть до предоставления смежного с СЭЗ «Сюник» здания Минсельхоза (ныне — офис СЭЗ «Мегри»). После этого было подготовлено несколько вариантов генплана СЭЗ «Сюник», а 3 августа 2017 г. подписано соглашение с иранской Rah Shahr International Group о вложениях в зону в размере $10 млн.

Однако ровно через день после этого, 3 августа, на отрезке меньше 2 гектаров между СЭЗ «Сюник» и мостом правительством была создана… СЭЗ «Мегри». Тогда же на встрече представителей указанной иранской компании-инвестора с послом Армении в Иране Арташесом Туманяном последний сообщил, что программа СЭЗ «Сюник» заморожена правительством, хотя подобный акт отсутствовал. Взамен государство в лице Минэкономики посредством Корпорации развития и инвестиций Армении истратило (по положению на 2018 г.) из средств госбюджета свыше $1,5 млн, на которые было всего лишь отремонтировано упомянутое имеющееся здание и проведены работы по асфальтированию около 6 тысяч кв. метров территории. Между тем, по экспертной оценке, расходы на это вряд ли превышают $400 тысяч.

У предпринимателей из ТПП РА сложилось общее впечатление, что вдохновленные заманчивыми перспективами развития СЭЗ чиновники от Минэкономики и других госструктур вместо того, чтобы исполнять свои официальные обязанности, прежде получили от бизнесменов идеи и сведения о перспективах программы, далее создали альтернативную государственную СЭЗ «Мегри», начали работать с уже привлеченными ТПП РА инвесторами и в конечном итоге пытаются через судебное дело прибрать к рукам земли СЭЗ «Сюник». В результате они рассчитывают под шлейфом государственной программы создать для самих себя выгодный бизнес-план. Повторимся: делается все это через неэффективное расходование государственных средств, с использованием должностных полномочий и прямым воровством чужих идей и программ, присвоением бизнес-связей и имущества.

ТАК, ПО МНЕНИЮ того же С. Агабекяна, всю эту историю можно отнести в ряд показательных коррупционных проявлений, так как непонятно, по какой логике через 4 месяца после создания СЭЗ «Сюник» создается вторая СЭЗ («Мегри») и почему создаются препятствия для частной бизнес-программы? И это при том, что, согласно договору с СЭЗ «Сюник», 25% ее акций так и так должны были безвозмездно быть переданы государству, причем без каких-либо обязательств со стороны последнего финансовых вложений. Кроме того, в 2018 году с Минэкономики было достигнуто согласие о вовлечении 32 гектаров СЭЗ «Сюник» в территорию СЭЗ «Мегри», причем на этой территории бизнесмены обязывались создать все инженерные и дорожные коммуникации, а также с помощью привлеченных частных инвесторов застроить соответствующие лоты. Между прочим, в прошлом году СЭЗ «Сюник» уступила часть своих земель СЭЗ «Мегри» с тем, чтобы последняя смогла при госрегистрации привести свою территорию в соответствие с природным ландшафтом.

Словом, вроде бы назревал успешный проект в рамках столь часто упоминаемого ГЧП (государственно-частное партнерство), но найти общий язык с государством частному бизнесу не удается. Инерционное мышление чиновников продолжает проявляться в том, чтобы любым способом увиливать от ответственности, прикрывать собственную бездеятельность и отсутствие свежих идей и организационного потенциала, а «наверх» докладывать лишь ту информацию, которую там хотели бы слышать.

Сегодня предприниматели требуют от премьера Пашиняна поручить провести объективное расследование следующих вопросов: в каких обстоятельствах и при каких мотивах после создания СЭЗ «Сюник» государственными должностными лицами препятствовались работы над этим проектом, была создана СЭЗ «Мегри» и насколько эффективно расходовались на нее государственные средства? Впрочем, учитывая окружение Пашиняна и, в частности, советников, вовсе не чуждых личных бизнес-интересов, надежды на объективное расследование маловато…

 

Источник: Ашот Арамян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.