Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Хунвейбин по-армянски

«Возле города Пекина ходят-бродят хунвейбины. И старинные картины ищут-рыщут хунвейбины. И не то чтобы хунвейбины любят статуи, картины — вместо статуй будут урны «революции культурной» — сатира Высоцкого посвящена приснопамятному периоду в истории Китая, когда школьники-подростки громили очаги культуры и избивали интеллигентов и студентов. Мы, конечно, пойдем другим путем. Но с аналогичным результатом.

ЕСЛИ СВЕСТИ К ИТОГОВОЙ ФОРМУЛЕ, ПОПУЛИЗМ — ЭТО УПРОЩЕНИЕ. Упрощение — когда до примитива, а когда — до дикости с плавным переходом в вандализм. Черные и белые — черное и белое. Мир без полутонов, без нюансов. Мир без красок…

В своем последнем видеообращении премьер-министр Никол Пашинян добрался до культуры и искусства. Факт сам по себе примечательный. Все предшественники отделывались общими фразами типа «культура — наше все». Подтекст подразумевал — «не царское это дело, и вообще я не специалист». Пашинян как специалист во всех сферах решил культуру не обижать и еще несколько месяцев назад выдвинул программу ее развития в тесной смычке с образованием. Доктрина сама по себе прекрасная. Нынче премьер решил подробнее объяснить свое видение, как нести культуру в массы. Оказалось — нести, точнее, везти в буквальном смысле!

После первого шока и полного обалдения от «культурной» части пашиняновской речи сначала думаешь, что это у тебя одной глюки и ты одна это слышишь. Потом приходит мысль о компьютерных хитростях и монтаже. Наконец, грубое: с какого дуба он рухнул?! Не может же взрослый человек с высшим гуманитарным образованием нести такое! Еще как может! Вот сидит улыбается счастливой улыбкой первооткрывателя дорогой его сердцу доктрины: «Мы будем реализовывать программу «Моя культура»… И первое, что сделаем, о чем я давно мечтал… Не дети будут приходить в музеи и галереи, а картины будут ездить в школы…». Господи, спаси и сохрани!

В отдельный шок ввергает аргументация, откровенно демонстрирующая подкорковые мечты и иерархию ценностей премьер-министра Пашиняна. Оказывается, если шедевр живописи торжественно усадить в Mercedes или Bentley и приставить к нему охрану, всем и каждому, а главное, малым детям станет понятно, что «эта маленькая картинка» — едва не сказал «жалкая» — особа статусная, способная тягаться в своей V.I.P.-новости с политиком и даже олигархом!.. Да что я вам рассказываю, вы ведь это тоже слышали?

СОВЕРШЕННО ОЧЕВИДНО, ПРЕМЬЕР-МИНИСТР И СЛЫХОМ НЕ СЛЫХИВАЛ, как перевозят произведения искусства и что случится, если экспонат украдут или повредят. Не слыхивал, что полотна, представляющие собой национальную, а то и мировую культурную ценность, начинают готовить к перевозке за несколько месяцев — их проверяют, составляют подробный отчет об их состоянии, проводят работы по консервации, при необходимости укрепляют слой краски, потом для них готовят специальную упаковку, предназначенную для конкретного способа перевозки… Не знаю, сколько в Армении школ, да этого и знать не надо. Поскольку уже через несколько подобных планируемых прогулок «а-ля олигарх» картину настигнет инвалидность, если не летальный исход.

Есть подозрение, что вослед за живописью в школы будут направлены музыканты-солисты, оркестры, спектакли. Гора пойдет к Магомеду, и детей будут кормить отвратительным эрзацем, помесью драмкружка и ансамблем самодеятельности. Потому что театр начинается с вешалки. Приобщение к культуре — с фойе. А дальше — атмосфера, синтез света, цвета, звука, ритуал, иное измерение…

Об этом можно говорить долго и красиво, но сейчас не до лирики. Над головой профессионального искусства собираются серьезные тучи. И чернеют они не только от энтузиазма реформаторов, но и от молчаливого согласия арт-деятелей. В кулуарах, конечно, услышишь все — от радикального «культура, считай, кончилась» до «идиоты-кретины» — не как оскорбление, но как определение вида. Только кулуарное возмущение ничего не решает. Время Иосифа Орбели, кажется, ушло безвозвратно. Найдутся ли у нас директора музеев, способные стать рядом с картиной и сказать: она покинет этот зал только через мой труп! Опасаюсь, что нет.

 И «культурная революция», учиненная методом тыка не ведающими, что творят, пройдется по отечественной культуре победным маршем. Ну это еще Бродский написал: «Слепые живут наощупь, трогая мир руками, не зная света и тени и ощущая камни: из камня делают стены… А музыка — в них упрется. Музыку поглотят камни. И музыка умрет в них, захватанная руками… Плохо умирать наощупь. Так, значит, слепым — проще…»

А каково будет нам?

 

Источник: Сона Мелоян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.