Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Платить налоги не будут? Но почему только они?

В рамках прошедшей предвыборной кампании прозвучало множество обещаний со стороны различных политических сил, участвующих в выборах. Впрочем, сегодня уже большинство из них (обещаний) потеряло актуальность. Сегодня актуальны лишь те, автором которых выступила сила, одержавшая победу и отныне несущая ответственность за жизнь столицы. Как будет претворять в жизнь предвыборные обещания новая столичная администрация, покажет время.

А пока вспомним об одном заявлении премьера, сделанном в дни предвыборной гонки. Вспомним кстати, а не просто так. На самом деле это заявление врезалось в память многих, и, скорее всего, эти же многие ждут реализации озвученного обещания…

РЕЧЬ О ЗАЯВЛЕНИИ ПРЕМЬЕРА О ТОМ, ЧТО ТАКСИСТЫ-ЧАСТНИКИ БУДУТ освобождены от всех видов налогообложения. Никол Пашинян, в частности, отметил: «В правительстве обсуждаются изменения в Налоговый кодекс, и я могу сказать, что мы подходим к очень хорошему решению для таксистов-частников. Мы очень близки к решению о том, что на территории Армении и в Ереване все таксисты-частники будут освобождены от всех видов налогов. Они не будут платить налоги и будут работать свободно».

В общем-то с точки зрения решения социальных проблем определенной группы населения страны инициатива довольно привлекательна. Поэтому эта группа граждан страны теперь с нетерпением ждет соответствующих шагов со стороны правительства. Другое дело, что полная либерализация сферы частного извоза чревата целым рядом проблем, избежать которых вряд ли удастся. Прежде всего, очевидно, что в сфере такси-обслуживания деформируется конкурентная среда. Иными словами, такси-сервисы, которые организованно предоставляют услуги, в лице частников, пользующихся государственной протекцией, получат новых и сильных конкурентов. Да, теоретически конкуренция должна сбить цены. Но в нашем случае рассчитывать на это не приходится. Скорее всего, единственное, что может сбить такая неравная конкуренция, так это качество обслуживания. Такси-сервисы хотя бы в той или иной степени несут ответственность за качество обслуживания. А тут…

О том, что вряд ли стоит ожидать падения цен за извоз в результате анонсированного жеста правительства, свидетельствует и опыт. Он показывает, что частники назначают цену за свою услугу, что называется, с потолка. Да и мошенничества здесь много. Вспомним нашумевший случай о том, как частник-таксист подвез туристов из аэропорта к Ереванскому озеру, представив его как Севан, и заработал на этом обмане кучу денег.

Есть еще один аспект проблемы. Дело в том, что сегодня Ереван является одним из самых перенасыщенных такси городов. Еще пару лет назад были проведены исследования, согласно которым в столице действовало около 25 тысяч такси. Сегодня эта цифра явно выросла. Для Еревана это слишком много. Между тем фактически правительство намерено поощрять рост этого показателя, что плюс ко всему прочему усугубляет и проблему трафика. Ереванские улицы и так в пробках. Что будет тогда, когда частный извоз полностью либерализуется, сказать сложно. Впрочем, уж точно количество пробок не сократится.

ВООБЩЕ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ В ТОЙ ИЛИ ИНОЙ СФЕРЕ, ОСОБЕННО В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ, не всегда дает ожидаемый результат. Так, к примеру, несколько лет назад правительство Армении решило узаконить формальный характер техосмотра автомобилей. Заявили, что процедура и так фиктивна плюс к тому содержит коррупционные риски. В итоге легализовали эту самую фиктивность. Типа хотели как лучше… Лучше не стало. Да, теперь взяток за техосмотр не дают. Зато платят официально за талон техосмотра. А количество ДТП растет из года в год, в том числе и из-за состояния машин.

Справедливости ради стоит отметить, что Никол Пашинян, говоря о намерении полностью избавить таксистов-частников от любых форм налогообложения, отметил, что вопрос техобслуживания машин тоже находится в поле зрения правительства. «В Армении техобслуживание автомобилей носит фиктивный характер, и мы сделаем все возможное, чтобы результатом техобслуживания любых автомобилей стала безопасность движения», — подчеркнул он. Возможно, премьер имел в виду внедрение системы обязательного реального техосмотра транспортных средств, что можно только приветствовать. Но почему-то этот вопрос остался на заднем плане, уступив место либерализации сферы частного извоза.

Очевидно, что в контексте предвыборной агиткампании тезисы о либерализации в той или иной сфере приятны слуху определенной части общественности. Но есть и другая часть общественности, которая вовсе не может быть в восторге от инициатив, чреватых полным отсутствием механизмов государственного регулирования. Конечно, частный извоз решает социальные проблемы тысяч граждан страны. Но в то же время тот же частный извоз, лишенный всякого (хотя бы фискального) контроля, обретая полную свободу (считай — вседозволенность), создает куда более серьезные проблемы для других. И тут необходимо искать и находить компромиссные решения, где защита интересов одних не ставит под удар интересы других граждан.

 

Источник: Ара Меликсетян, Голос Армении

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.