Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Как Мартирос Сарьян рисовал картину «Цветы» на стекле

В день рождения Мартироса Сарьяна – 28 февраля — в его Доме-музее впервые была выставлена уникальная картина мастера – «Цветы» и продемонстрированы документальные кадры из фильма «Мартирос Сарьян», в котором камера оператора Марата Варжапетяна шаг за шагом фиксирует творческий процесс создания художником этой работы.

Фактически она была нарисована во время съемки киноленты, причем без подготовки. Художник даже не сделал ни одного эскиза, он сразу приступил к работе, а это считается редким мастерством. Более того, в качестве натуры на столе у мастера лежали завядшие цветы, а на картине они ожили и получились свежими.

Уникальность картины состоит в том, что Сарьян рисовал ее не как обычно на холсте, а на оргстекле. А фильм интересен тем, что зритель не только наблюдает, как мазок за мазком под кистью художника уверенно создается уникальное творение, но и через прозрачное стекло видит, как в ходе работы меняются мимика и эмоции мастера в процессе рождения картины.

После съемок в знак благодарности картину «Цветы» Мартирос Сарьян подарил оператору. Но годы спустя семья Варжапетяна, вероятнее всего, ее продала. Так она побывала в разных частных коллекциях. Сегодня картина принадлежит известному московскому коллекционеру Юрию Носову, который откликнулся на приглашение семьи Мартироса Сарьяна и лично привез ее в Ереван, чтобы в течение недели выставить ее в экспозиции музея. Вместе с супругой в Ереван он приехал впервые. Как выяснилось, до того как картина Сарьяна оказалась в коллекции Носова, она побывала в Швеции.

— Когда я увидел картину «Цветы» Мартироса Сарьяна на аукционе в Стокгольме, — сказал Носов, — мне, конечно, захотелось ее приобрести. К счастью, она попала в мое собрание. Это уникальная, как вы понимаете, вещь, не просто картина, а некий арт-объект. Я счастлив, что она сегодня доступна широкому зрителю и привлекает столько внимания.

К сожалению, после завершения срока действия экспозиции, картина должна вернуться в Москву. Но сотрудники музея выразили желание оставить ее на родине и потому уже ведут по этому поводу переговоры с коллекционером.

Как и картина «Цветы», фильм о ее создании имеет свою историю, о которой рассказали на презентации руководитель Дома-музея Сарьяна Рузанна Сарьян и дочь режиссера фильма Марине Вагаршян.

Картина «Цветы» появилась на свет благодаря режиссеру Лаэрту Вагаршяну, который в 1965 году в преддверии 85-летия Мартироса Сарьяна решил снять фильм о творчестве художника. Сценарий, текст к нему был написан известным русским писателем Ильей Эренбургом, музыку написал Лазарь Сарьян – сын художника. А если говорить об армянском варианте – дубляже ленты, то текст Эренбурга был переведен на армянский язык Паруйром Севаком, а читает его Хорен Абрамян. Но в широкий прокат фильм по каким-то непонятным идеологическим соображениям не пошел и долгие годы был архивирован и недоступен общественности. По словам Рузанны Сарьян, единственный русский вариант фильма хранится в России, но сейчас музею помогли его оцифровать, а также записать титры на английском языке. И теперь уже есть DVD c буклетами на русском и английском языках, которые можно приобрести в музее Сарьяна.

— Этот фильм является настоящим шедевром в нашей документалистике, — говорит Рузанна. — Прекрасная работа, которая была проделана в те далекие годы, до сих пор не потеряла своей актуальности. И я надеюсь, что эта лента сейчас получит новое дыхание. Кстати, когда недавно в Третьяковской галерее Москвы открылась выставка, посвященная творчеству Сарьяна, фильм наш четыре раза был там же показан и вызвал большой интерес не только у специалистов, но и у зрителей.

На презентации фильма в Доме-музее Сарьяна в экспозиции были выставлены и редкие фотографии, рассказывающие об истории создания этой ленты, важные документы, представленные Марине Вагаршян, свидетельствующие о трудном пути картины.

Интересно, что с самого начала готовился к проекту фильм на широком всесоюзном экране. Но нашлись люди, которые этому методично мешали и всячески препятствовали. Фильм должен был иметь миллионный тираж, однако вышел в значительно меньшем количестве копий и демонстрировался только на закрытых показах, хотя в Ереване его премьера прошла на большом экране кинотеатра «Москва». И надо отметить, что этот фильм не только о Мартиросе Сарьяне, который рисует, творит и, кажется, не замечает объектива камеры, пристально следящей за творческим процессом художника, за тем, как рождается уникальная картина под его кистью, но и рассказывает о прошлом веке – это фактически история страны, отраженная с большим профессионализмом.

А напоследок хотелось бы добавить, что, как отметила главный хранитель фонда Дома-музея Сарьяна Софья Сарьян, когда появилась идея снять фильм о Мартиросе Сарьяне, он не сразу дал свое согласие на это и все время сопротивлялся. А между тем каждый раз, когда он брался за работу над новой картиной, Вагаршян вместе с кинокамерой приходил к мастеру, чтобы зафиксировать на пленку, как тот рисует. Но пока устанавливалась камера, мастер завершал рисовать, поскольку работал быстро.

 

Источник: Елена ГАЛОЯН, «Голос Армении»

Комментарии отключены.

Copyright © 2018 Армянский интернет портал Arm-portal.ru. All rights reserved. При использовании материалов Arm-portal.ru - прямая, открытая, индексируемая поисковыми системами активная гиперссылка ОБЯЗАТЕЛЬНА. Правообладателям
Яндекс.Метрика