Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Сретение Господа нашего Иисуса Христа — Тъярнэндарач и Трндез

Տեառնընդառաջ: Տոն քառասնօրյա Գալստեանն Քրիստոսի ի Տաճարն.

В этот Господний праздник Армянская Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса. По закону Моисееву женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву и получить благословение от священника. Об этом упоминает евангелист Лука: «А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу; И чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двых птенцов голубиных» (Лук. 2:22-24). Представляя этот отрывок из жизнеописания Иисуса, Лука повествует также о праведном старце Симеоне, которому было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя.

Трндез (Терендез) – один из самых популярных праздников у армян. Главными участниками праздника являются влюблённые пары и молодожёны.

История возникновения праздника Трндез (Терендез) восходит к языческим временам — он символизировал проводы зимы и радостное ожидание весны.

Первоначально он назывался Дерендез, что в переводе с армянского означает «сноп сена перед вашим домом», то есть, пожелание благополучия дому, плодородия земле.

После принятия христианства Терендез привязали к одному из главных церковных праздников – Сретению Господня ( Тъярнэндарач ).

Согласно церковному уставу, накануне праздника, вечером 13-го февраля, по завершении вечернего богослужения совершается Андастан — обряд освящения четырех сторон света, после чего совершается обряд благословения свечи.

Согласно древнейшей традиции, восходящей к дохристианской эпохе, от благословленной свечи разжигается костер, символизирующий спасительный свет Христа, а молодожены и влюбленные, взявшись за руки, прыгают через огонь.

Считается, что если пары смогут перепрыгнуть через костер, не разнимая рук, их семья будет крепкой, а любовь — вечной. Считается, что во время обряда пламя костра обретает особую энергию, поэтому через огонь могут прыгнуть бездетные женщины, надеющиеся обзавестись потомством, а также другие участники Терендеза, чтобы привлечь удачу и благосостояние.

Армянская Апостольская Церковь отмечает Сретение Господне 14-го февраля, на сороковой день после Богоявления.

Распоряжением Католикоса Всех Армян Гарегина Второго Сретение Господне провозглашено Днём благословения молодоженов. После праздничной Св. Литургии Тярндарача во всех церквях совершается обряд благословения молодоженов. Если день Тярднарача совпадает во времени с Великим Постом, то в церквях открывают завесы Св. алтарей и служат открытую Литургию.


Առաջավորաց պահքի շրջանը հատուկ է միայն Հայ եկեղեցուն: Սկսվում է Մեծ պահքից երեք շաբաթ առաջ: Պահանջվում է խիստ պահեցողություն: Հնում այդ օրերին թուլատրվել է միայն աղ ու հաց ուտել: Առաջավորաց պահքի խորհուրդը հեթանոսական ապականությունից մարդկային հինգ զգայարանների սրբումն է: Հնում սովորույթ կար մկրտությունից առաջ հինգ օր ծոմ պահել: Ս. Գրիգոր Լուսավորիչը նույնպես հրամայում է Տրդատ թագավորին և մյուսներին մկրտությունից առաջ հինգ օր ծոմ պահել, որի շնորհիվ էլ Տրդատը և ուրիշներ փրկվում են այսահարությունից: Այդ պատճառով էլ առաջավորաց պահքը կոչվում է նաև փրկության պահք: Համաձայն Հայ եկեղեցու վարդապետների, առաջավորաց պահքը հաստատել է Ս. Գրիգոր Լուսավորիչն՝ ի հիշատակ վերոհիշյալ ծոմապահության: Այս պահքի առաջավորաց կոչվելու վերաբերյալ կա երկու մեկնություն. առաջին` իբրև կարապետ Մեծ պահքի, և երկրորդ` իբրև հայոց առաջին պահք: Առաջավորաց պահքը թյուրիմացաբար անվանվել է նաև Ս. Սարգսի պահք, քանի որ առաջավորաց պահքին հաջորդող շաբաթ օրը Հայ եկեղեցին տոնում է Ս. Սարգսի տոնը: Սակայն պահքը ոչ մի կապ չունի Ս. Սարգսի տոնի հետ։

Առաջավորաց պահքի 5-րդ օրը (ուրբաթ) հիշատակվում է Ս. Հովնանի՝ Նինվեյում քարոզչության ու այդ քաղաքի բնակչության ապաշխարության հիշատակը։

Когда празднуется Сретение Господа нашего Иисуса Христа — Тъярнэндарач и Трндез в Армянской Апостольской Церкви?

14.02.2019
14.02.2020
14.02.2021
14.02.2022
14.02.2023
14.02.2024
14.02.2025
14.02.2026
14.02.2027
14.02.2028
14.02.2029
14.02.2030

Поделитесь с друзьями:

Посмотрите еще:

Комментарии отключены.